|
|
N°89, 26 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Педагогическая аскеза
Всемирный русский народный собор учит учителей самоистощению
14-й Всемирный русский народный собор, открывшийся вчера в храме Христа Спасителя, начал свою работу с речей о важности образования вообще и о духовном воспитании молодежи в частности. О том, каким должно быть российское образование, говорили и патриарх Кирилл, и супруга президента России Светлана Медведева, и мэр Москвы Юрий Лужков.
Нынешний собор -- далеко не первый церковно-государственно-общественный форум с «молодежным уклоном»: например, в прошлом году соборяне обсуждали нравственный облик подрастающего поколения. На сей раз предстоятель РПЦ в своей программной речи, открывшей заседание собора, говорил о том, какими должны быть наставники молодежи. «Педагогика, -- сказал патриарх, -- это область аскетики. Эта работа связана с подвигом, с самоистощением». Глава РПЦ сравнивал учителей не только с подвижниками благочестия. «Подобно Христу, люди отдают свои знания, силы, а если потребуется, и свою жизнь подрастающему поколению, -- подчеркнул патриарх Кирилл. -- Личная жизнь педагогов и профессоров не является только их личной жизнью». Педагоги (чья средняя зарплата составляет по России около 10--15 тыс., а в Москве -- примерно 20--25 тыс. руб.) должны гордиться не только сравнением со Спасителем, но и своим социальным статусом. «Я очень рад тому, что после целого ряда лет сегодня социальный статус учителя стал более высоким, чем средний социальный статус москвича», -- подчеркнул в своей речи мэр Москвы Юрий Лужков.
Вступая на учительское поприще, педагог, как и монах, должен давать обет, заявил предстоятель церкви. Впрочем, он сразу пояснил, что речь идет не об обете безбрачия, а об обете «хранить чистую нравственную жизнь, святость брака, чтобы быть примером для учеников во всем». Учитель должен давать своего рода клятву Гиппократа, заявил патриарх. Разумеется, моральный облик педагога-аскета исключает любую корысть в отношениях между учителем и родителями учеников: «Человек равнодушный, холодный, морально деградировавший или своекорыстный не может быть хорошим педагогом». То же касается и любых попыток коммерциализации образования -- это, подчеркнул глава РПЦ, противоречит национальным традициям, чуждо менталитету россиян и угрожает одной из главных задач образования -- «передаче культурного кода».
При желании можно усмотреть в этом заявлении патриарха критику закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Этот закон, утвержденный президентом в начале мая, расширяет финансовую самостоятельность образовательных учреждений, что, по мнению противников закона, грозит упомянутой выше коммерциализацией среднего образования. Накануне открытия Русского народного собора президент фонда «Дети России» Ирина Шадрина (объявившая совместно с некоторыми другими представителями педагогического сообщества о создании «Всероссийского родительского чрезвычайного комитета») заявила о том, что педагоги намерены обратиться к патриарху с «просьбой о поддержке в борьбе против реформы государственных образовательных учреждений».
Г-жа Медведева, выступая с трибуны собора, с одобрением отозвалась о другом педагогическом новшестве. «Нам крайне важно научить наших детей пользоваться этой формулой -- «формулой нравственности», и здесь поможет новый урок в школах «Основы религиозной культуры и светской этики», -- отметила супруга президента, возглавляющая попечительский совет программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».
Заметим, что в момент введения «Основ» в школьную программу церковь высказывала претензии к Министерству образования и науки. Недоумение иерархов вызвало то, что в ряде регионов школьники поголовно предпочли изучать светскую этику, а не религиозную культуру -- в частности, патриарх Кирилл был удивлен тем фактом, что в Пензенской области 100% родителей школьников проголосовали за светский предмет. Составитель одобренного патриархией учебника «Основ православной культуры» протодиакон Андрей Кураев в свою очередь обвинил представителей Минобрнауки в попытке сорвать внедрение нового предмета (по словам о. Андрея, «сплошь и рядом родителей либо не спрашивали, либо их голосование в пользу курса светской этики проходило под давлением чиновников от образования»). Протодиакон Кураев в том числе призвал уйти в отставку Марианну Шахнович, координатора разработки учебных пособий по «Основам». Впрочем, как отметил о. Андрей в беседе с корреспондентом «Времени новостей», сейчас, когда первая половина срока обучения по новому предмету завершена, преподавание основ православной культуры доказало свою состоятельность: «Пока что ни родители, ни сами дети не считают себя обиженными в ходе этого эксперимента». Практический результат и должен убедить Минобрнауки, которое сейчас проявляет «некоторую настороженность», подчеркивает протодиакон Кураев.
Михаил МОШКИН