|
|
N°89, 26 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пора спасать страну
Британская королева предписала всем режим строгой экономии
Каждый год королева Елизавета Вторая произносит в британском парламенте тронную речь, в которой перечисляет вопросы, которыми законодателям предстоит заниматься в течение следующей сессии палаты общин. Приезд монарха в Вестминстерский дворец -- это старинная красочная церемония, больше похожая на театральное действо, чем на важный политический акт. К тому же все хорошо знают, что Ее Величество не имеет ни малейшего отношения к тексту своего монаршего послания, что его автором является премьер-министр, а королева в данном случае лишь упражняется в декламации. Тем не менее обычно все участники этой пятивековой и почти праздничной церемонии с удовольствием исполняют свои роли.
Но вот вчера радостных улыбок на лицах парламентариев не было. В зале заседаний палаты лордов, где выступала королева, чувствовались напряжение и тревога. Да и сама речь была лишена торжественности и эмоциональности -- сухое перечисление законопроектов, которые правительство вынесет на утверждение парламента в следующие полтора года. И длилась она всего 15 минут. Никто не припомнит, чтобы тронная речь была короче. Королева, как это бывает обычно, появилась в парламенте вместе с супругом принцем Филиппом. А вот необычными были сухость и краткость ее слов. Она будто говорила депутатам: «Сейчас не время красивых слов и высокопарных выражений -- Британия в опасности. Я поручаю вам спасти наше отечество».
«Приоритетом» для нового правительства, сформированного по итогам выборов 6 мая, королева объявила сокращение бюджетного дефицита, который в этом году составляет астрономическую сумму -- 156 млрд фунтов стерлингов (около 230 млрд долл.). В абсолютных цифрах это самый большой долг в Европе. Больше чем у Греции. Такая ситуация сложилась после того, как в разгар финансового кризиса 2008 года тогдашний премьер Гордон Браун пошел на колоссальные заимствования, чтобы стимулировать британскую экономику и не дать ей свалиться в глубокую депрессию. Расчет был на то, что быстрый рост экономики приведет к увеличению доходов и позволит относительно безболезненно расплатиться с долгами. Однако кризис зоны валюты евро, вызванный непомерным греческим дефицитом, показал, что расплачиваться надо немедленно. И хотя сама Великобритания, являясь членом Евросоюза, в зону евро не входит, этот кризис сказался на ее финансовой ситуации.
В понедельник министр финансов Джордж Осборн сообщил, что в этом году государственные расходы будут урезаны на 6,2 млрд фунтов. Пример подают сами министры -- они добровольно согласились сократить свою зарплату на 5% и заморозить ее до 2015 года. Им отныне не рекомендовано ездить по стране в вагонах первого класса и пользоваться служебными машинами, кроме как для представительских целей.
Серьезно пострадает министерство транспорта, которое лишится в этом финансовом году 683 млн фунтов, министерство по торговле и бизнесу -- 836 млн, а финансирование местных органов власти сократится на 780 млн. Пока правительство решило не трогать бюджеты самых «болезненных» для населения ведомств -- министерств здравоохранения и образования. Намечено изменить систему социальных выплат и ввести санкции против безработных, которые отказываются от предлагаемых вакансий. Кроме того, остаются в неприкосновенности средства, идущие на снабжение 10 тысяч британских солдат в Афганистане. Но все понимают, что нынешние сокращения -- капля в море. Уже через месяц будет обнародован новый чрезвычайный бюджет, в котором топор министра финансов ударит значительно выше -- по самым главным расходным статьям.
Впрочем, строгий режим экономии не единственное новшество, которое ждет британцев. Королева объявила, что правительство намерено отменить системы удостоверений личности и отказ от нового поколения биометрических паспортов, а также законопроект, регулирующий использование правоохранительными органами образцов ДНК и установку камер наружного наблюдения. Новые власти утверждают, что таким образом можно ослабить вмешательство государства в частную жизнь и защитить гражданские свободы.
По словам Ее Величества, новому правительству предстоит провести парламентскую реформу, с необходимостью которой согласились все партии после прошлогоднего скандала с расходами депутатов. Избирателям будет предоставлено право отзывать депутатов, не дожидаясь выборов, если парламентарии будут злоупотреблять бюджетом. Будет также проведен референдум, на котором граждане выскажутся по реформе избирательной системы.
Что касается вопросов внешней политики, то тут никаких сюрпризов не ожидалось. Великобритания поддерживает сотрудничество в области ядерного разоружения и переговоры по поводу ядерной программы Ирана. Подтверждена приверженность к мирному решению ближневосточного конфликта путем создания на контролируемой Израилем территории двух государств. Подробнее об этом расскажет завтра на своей пресс-конференции новый министр иностранных дел Уильям Хейг.
«Сегодня депутатам обеих палат было не до радостных улыбок, -- сказал «Времени новостей» после заседания член палаты общин от лондонских пригородов Бекслихит и Крейфорд консерватор Дэвид Эвеннет, -- страна переживает трудные времена, неслыханный дефицит бюджета. Посмотрите, какой обвал на биржах. Брокеры говорят, что главная причина -- европейские финансовые проблемы. Надо срочно сокращать государственные расходы, а это значит идти на непопулярные, болезненные меры». По мнению нашего собеседника, оглашенная королевой программа действий коалиционного правительства показывает, что консерваторы и либеральные демократы могут работать вместе: «То, что они сумели договориться по бюджетным сокращениям, свидетельствует о серьезной жизнеспособности коалиции».
А вот либеральный демократ Кэролайн Спилмен нашла кое-что позитивное в британской политической жизни. Она считает огромным достижением своей партии то, что в программу работы правительства внесен вопрос о политической реформе. В беседе с корреспондентом «ВН» она сказала: «Мне очень приятно, что в результате принятия этой реформы граждане Британии будут свободнее и государство не сможет ущемлять их права».
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон