|
|
N°88, 25 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На деревню дядюшке
Названы победители 63-го Каннского кинофестиваля
Вопреки вроде бы устоявшейся за последние годы традиции приходящие из Канна аналитические депеши напоминали на сей раз не победные суворовские реляции, а информационные сообщения о "дыхании Чейн-Стокса". И нынешний фестиваль закончился не иначе как к всеобщему облегчению -- по беспрецедентно единодушному мнению очевидцев, такой слабой конкурсной программы на главном киносмотре планеты не было давно. Так что жюри под предводительством Тима Бертона сделало возможный в сложившейся ситуации выбор, и обладателем «Золотой пальмовой ветви» стал тайский режиссер Апичатпонг Вирасетакул с фильмом "Дядюшка Бунми, умеющий вспоминать свои прошлые жизни" (подробно см. "Время новостей" от 24 мая). У нас труднопроизносимую фамилию новоявленного триумфанта, теперь уже окончательно ставшего полноправным членом каннского пула, знают неплохо: самый известный до этого момента его фильм, "Тропическая лихорадка", в 2004 году уже получивший приз жюри в Канне, а также премированный на кинофестивалях в Турине, Сан-Паулу и Индианаполисе, был показан в рамках "Азиатского экстрима" на ММКФ. Теперь киноманы наверняка обратят внимание и на предыдущие, довольно любопытные фильмы Вирасетакула (в первую очередь «Приключения Железной Киски» 2004 года и «Синдромы века» из конкурса Венеции-2006).
Все прочие награды воспринимаются не более чем факультативно. Гран-при, вторую по значению каннскую регалию, присудили фильму француза Ксавье Бовуа (приз каннского жюри за фильм 1995 года «Не забудь, что собираешься умереть»), религиозной драме «О богах и людях». Лучшими актерами названы, от греха подальше, личности, безусловно, заслуженные, в прошлом лауреаты «Оскара» (правда, в категории исполнителей ролей второго плана) Хавьер Бардем в «Красате» мексиканца Алехандро Гонзалеса Иньярриту («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон»), вполне традиционной для этого режиссера лихорадочной медитации на тему общечеловеческих ценностей, и Жюльетт Бинош в «Сохраненной копии» иранского патриарха и каннского лауреата Аббаса Киаростами («Под оливами», «Вкус черешни», «Ветер унесет нас»), драмы о взаимоотношениях француженки и англичанина на фоне итальянских пейзажей. С Бардемом награду за лучшую мужскую роль разделил итальянец Элио Германо, сыгравший в социальной драме «Наша жизнь» Даниэле Лукетти. Про лицедеев не забыли и в других номинациях -- лучшим режиссером назван французский актер Андре Амальрик (Доминик Грин из «Кванта милосердия») за в очередной раз поставленный им самим фильм «Турне» -- о гастролях американской труппы бурлескных стриптизерш в Париж. Приз за лучший сценарий отошел Ли Чан Дону («Зеленая рыбка», «Оазис», «Тайное сияние») и его картине «Поэзия». Наконец, приз жюри достался в этом году «Кричащему человеку» Махамата-Салеха Харуна, ленте совместного производства Франции, Бельгии и Чада, которая как раз и посвящена непростой жизни в этой африканской стране. Программа «Особый взгляд» на сей раз распределила свои награды следующим образом: главный приз -- корейский «Ха-ха-ха» Сангсу Кона («Девственница, раздетая холостяками», «Женщина -- это будущее мужчины», «Киношная история»), режиссера, практически ни один фильм которого не миновал хотя бы какой-то каннской программы; приз жюри -- «Октябрь», копродукция Перу, Венесуэлы и Испании, очередная порция латиноамериканских житейских терзаний в исполнении режиссерского дуэта братьев Диего и Даниэля Вега; приз за лучшую женскую роль -- трем актрисам (Виктория Рапосо, Эва Бьянко и Адела Санчес) из аргентинских «Губ» Сантьяго Лозы. Ни «Предстояние» Никиты Михалкова, ни «Счастье мое» Сергея Лозницы (на игровой дебют которого до самого конца возлагались определенные надежды) среди лауреатов замечены не были. Что, может быть, и к лучшему: иной раз конечный расклад призов воспринимается таким образом, что куда более дальновидным и осмотрительным кажется вовсе не иметь к нему отношения. И сделать вид, что никакого соревнования не было.
Глеб МЫШКИН