|
|
N°88, 25 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Армия клиентов
Россия расширила круг стран, у которых может купить вертолетоносец "Мистраль"
Президент России Дмитрий Медведев вчера провел совещание по бюджету силовых ведомств, техническому оснащению перспективного боевого состава вооруженных сил. Этот состав президент утвердил в 2008 году. Вероятно, возникла необходимость «сверить часы» -- сравнить, какие средства планировались на придание вооруженным силам нового облика и сколько потрачено в действительности. В совещании участвовали премьер Владимир Путин, вице-премьер Сергей Иванов, вице-премьер -- министр финансов Алексей Кудрин, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, руководители всех силовых ведомств, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. На фоне обсуждения амбициозных планов оснащения российской армии современным отечественным оружием Министерство обороны вынуждено вести переговоры о закупке зарубежного.
До конца года предстоит утвердить подготовленный правительством проект очередной Государственной программы вооружения -- до 2020 года. Поэтому на совещании Дмитрий Медведев предложил "окончательно определиться с объемами финансирования, которые необходимы для оснащения вооруженных сил и правоохранительных органов современным вооружением, военной и специальной техникой".
По мнению президента, в последние годы особую значимость приобрели затраты на профильные бюджетные целевые программы и инвестиции в капитальное строительство, в обеспечение мероприятий Госпрограммы вооружения. С этих позиций он предложил рассмотреть подготовленный правительством прогноз расходов на военную организацию государства на десятилетие.
Президент напомнил, что по экономическому прогнозу, подготовленному в правительстве, можно "рассчитывать на достаточно устойчивый рост валового внутреннего продукта". "Надеюсь, что это будет от 3 до 6% в год", -- сказал он. Если данный прогноз будет подтвержден реальностью, отметил г-н Медведев, государство сможет ежегодно «финансировать военную организацию в заданных размерах от ВВП». Напомним: в последние годы в России эта цифра колебалась от 2,6 до 2,7% ВВП. Некоторые думские фракции предлагали довести долю до 3,5%. Вице-премьер Сергей Иванов не раз заявлял, что оборонный бюджет не перепрыгнет 3% от ВВП.
Глава государства вчера подтвердил: существуют разные оценки процентов от ВВП, которые нужно тратить на военную организацию. "Прежде всего необходимо вкладывать деньги в модернизацию вооруженных сил", -- убежден президент. Он поставил задачу довести долю современного вооружения в армии к 2015 году минимум до 30%. При этом уточнил, что имеет в виду части постоянной боевой готовности. Тем более что других к тому времени просто не будет.
Он также потребовал устранить дисбаланс между затратами на содержание и оснащение (в перспективе соотношение должно быть 30:70) армии, активно поставлять в войска новое вооружение, менять парк устаревшей техники. Президент предложил участникам совещания принять решение о дальнейшей разработке программы вооружения.
Квинтэссенцией совещания, его проекцией на повседневную жизнь вооруженных сил можно считать вчерашнее заявление министра обороны Анатолия Сердюкова. Сказав, что переговоры о приобретении Россией вертолетоносцев типа Mistral ведутся с Францией, Нидерландами и Испанией, он несколько удивил наблюдателей, успевших привыкнуть к мысли, что российский ВМФ скоро пополнится именно французским военным кораблем. "Есть решение президента, чтобы мы проработали этот вопрос. Мы сейчас этим очень серьезно занимаемся. Думаю, что этот вопрос будет решен положительно, если не произойдут какие-то изменения, в том числе в вопросах финансирования", -- заявил г-н Сердюков. Глава военного ведомства уточнил, что с названными странами "по вертолетоносцу сейчас ведутся предконтрактные переговоры".
Между тем 21 апреля этого года руководитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев заявил: "Политическое решение о закупке кораблей типа Mistral в России принято. Сейчас ведутся активные консультации". По словам г-на Дмитриева, проблема лишь в том, придерживаться при сделке французской формулы (два корабля покупаем и два строим сами) или российской (один покупаем, три строим). И получалось, что вопрос о закупке французского корабля как таковой можно считать решенным. Тогда при чем здесь голландские и испанские корабелы? Ларчик открывается просто: все дело в формулировке -- «корабль типа «Мистраль».
Она открывает возможности для оправдания любых перемен в планах, в том числе смену продавца, страны, изменение стоимости. Министр обороны говорил вчера уже без упоминания конкретной страны: "Мы планируем подписать контракт на четыре таких корабля: один построят за границей, а три -- с участием российских судостроителей, при этом четвертый максимально полно должен быть построен в России".
Не зря г-н Сердюков сказал вчера и о возможных переменах «в вопросах финансирования». За этой фразой кроется проблема, возникшая сразу после того, как руководство Министерства обороны резко отделило себя от оборонно-промышленного комплекса и принялось с каждым днем все больше расширять список военной продукции иностранного производства, которую планируется закупить. От израильских беспилотников и французской экипировки солдата ХХI века перешли к бельгийскому снайперскому оружию и даже немецкой стали для производства российской бронетехники. Последняя затея, полагают многие специалисты российского ОПК, может обрушить всю оборонку.
Вполне естественно, полагает один из «генералов» отечественной оборонки, что у руководства страны, у Минфина возникает справедливый вопрос: где набрать денег на все заморские заказы наших оружейных закупщиков? Возможно, именно поэтому г-ну Сердюкову и досталась не очень приятная миссия дипломатично объявить о возможном сворачивании «покупки века». Сначала объявим тендер. По некоторым сведениям, испанский корабль Juan Carlos I одержал победу над Mistral в 2007 году на международном конкурсе, проведенном ВМФ Австралии. По этой и другим причинам проведение тендера может затянуться сколь угодно долго, а потом и вовсе свестись на нет. Такое в практике международного военно-технического сотрудничества случалось не раз.
Однако, как раньше пояснял замминистра обороны Владимир Поповкин, "вертолетоносец нужен Северному и Тихоокеанскому флотам", чтобы в случае необходимости защитить от агрессора Курилы и Калининградский особый район, быстренько перебросив туда на «Мистрале» десант. На этот пассаж вчера достойно ответили представители Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Российские судостроительные заводы, сказали они, готовы приступить к строительству кораблей-вертолетоносцев типа "Мистраль" в случае поступления соответствующего распоряжения от Минобороны России. Технологические возможности для этого есть, ничего сложного в строительстве таких кораблей нет. И опыт строительства подобных кораблей имеется. Например, военно-транспортный корабль "Иван Рогов".
Раньше такого рода заявлений российские корабелы не делали. Напротив, упорно циркулировало сообщение, будто бы министр обороны имеет подписи всех главных конструкторов в сфере судостроения под документом, суть которого сводится к фразе: корабль типа «Мистраль» построить не можем, покупайте за границей. Так или иначе, но сегодня «Мистраль» воспринимается уже не как конкретный корабль, изготовленный в конкретной стране, а как нечто зыбкое и астральное.
...Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил вчера, что в ближайшее время намерен провести специальное совещание с правительством по вопросам денежного довольствия военнослужащих и обеспечения их служебным жильем. Там, кажется, ничего астрального нет.
Николай ПОРОСКОВ