Время новостей
     N°88, 25 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2010
Щедрые консерваторы
Правительство начало составлять осторожный бюджет с повышенными социальными обязательствами
В понедельник премьер-министр Владимир Путин провел совещание по сценарным условиям функционирования экономики и основным параметрам прогноза социально-экономического развития на 2011--2013 годы. С этого мероприятия фактически начнется процесс подготовки бюджета на 2011 год и на плановый период следующих двух лет. Премьер выразил надежду, что в ближайшие три года российская экономика преодолеет спад 2009 года. Но договориться по многим макроэкономическим параметрам бюджета-2011 правительству пока не удалось.

Кризис как минимум научил правительство осторожности -- показатели весьма скромные. Но даже глобальные изменения в мировой экономике пока не заставили наших чиновников в первую очередь рассчитывать на качество своих решений -- по-прежнему основным источником восстановления экономики правительство видит повышательные тенденции на сырьевых рынках. Эксперты, опрошенные "Временем новостей", также не слишком оптимистично оценивают перспективы российской экономики, но советуют больше внимания уделять напрямую зависящим от властей факторам развития, прежде всего созданию благоприятных условий для бизнеса и бюджетной дисциплине.

Прогноз, как обычно, разрабатывается Минэкономразвития. После вчерашнего совещания он будет внесен на утверждение в правительство -- на заседании 3 июня. «Ожидается, что поддержание траектории посткризисного роста будет связано с относительно благоприятной ситуацией на мировых рынках сырья и рынках капитала», -- сообщает Минэкономразвития. При этом, согласно основному варианту прогноза, рост ВВП в 2011--2012 годах ожидается в пределах 3,5--4,2% (в этом году прогноз -- 1,6% роста, который с большой долей вероятности будет превзойден).

Согласно сообщению правительства, «на трехлетний период ставится задача обеспечить реальный рост пенсионных выплат и минимальный уровень материальной обеспеченности не ниже прожиточного минимума пенсионера», остальной части населения обещают «возобновление роста реальных доходов населения, хотя и умеренными темпами». Большинство экспертов отмечают, что правительство взяло на себя завышенные социальные обязательства, которые тем не менее придется выполнять.

Можно напомнить, что частично бюджетный процесс был начат на прошлой неделе, когда на заседании правительства были приняты основные направления налоговой политики на трехлетний период и принято окончательное решение вносить бюджет в Госдуму к 1 октября, а не 26 августа, как было до кризиса.

«Конечно, мы, как и договаривались, в основу бюджета должны положить консервативный прогноз, который будет исполнен при любом развитии ситуации», -- отметил Владимир Путин, открывая вчерашнее совещание. Но страховкой в виде осторожного прогноза ограничиваться не стоит: «В то же время в сценарных условиях должны быть отражены наши усилия по модернизации экономики, сформулировано четкое понимание перспектив и факторов будущего роста».

На совещании также рассматривались такие базовые для нашей страны параметры прогноза, как регулируемые тарифы инфраструктурных монополий. «Здесь мы должны найти разумный баланс между нашими планами по модернизации инфраструктуры (а этим инфраструктурным монополиям нужны средства для развития) и возможностями потребителей и товаров, и услуг», -- глава правительства поставил задачу минимального повышения тарифов для населения. Вместе с тем г-н Путин отметил, что монополии нельзя лишать инвестиций для развития, предложив прежде всего искать источники в снижении издержек самих компаний. Кроме прочего на совещании предстояло предварительно оценить объем ресурсов, которые будут заложены в бюджете на цели государственного инвестирования.

За одно совещание договориться обо всем не удалось. Правительство России в среду продолжит обсуждение вопросов, связанных с определением сценарных условий развития экономики на 2011--2013 годы, в том числе с формированием бюджета, сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он также отметил, что участники совещания в понедельник высказали свои предложения "о сценарных условиях основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ и предельных уровнях цен на продукцию субъектов естественных монополий на 2011 год и на плановый период 2012--2013 годов". "И по тарифам еще не приняли решение. Даны поручения проработать вопросы. Предложения были разные -- и по цене на нефть, и по инфляции, по тарифам", -- пояснил министр финансов. Он добавил, что в ходе совещания в понедельник ведомства изложили свои позиции, обсуждение которых продолжится в среду. В свою очередь министр экономического развития Эльвира Набиуллина рассказала, что в ходе совещания его участникам не удалось договориться по цене за баррель нефти, исходя из которой будет составляться федеральный бюджет. Г-жа Набиуллина пояснила, что ее министерство по-прежнему настаивает на цене 76 долл., в то время как Минфин выступает за цену 70 долларов.

«Ситуация не дает поводов рассчитывать, что темпы роста возвратятся на уровень 7--8% в год. Прежде всего потому, что недостаточно собственной финансовой базы, чтобы стимулировать всплеск. Предыдущие успехи были достигнуты на базе инвестиций и внутреннего кредитования, но их источниками были иностранные заемные средства», -- дает свой прогноз Владимир Тихомиров, главный экономист ФК «Уралсиб». Эксперт полагает, что даже при наличии каких-либо сигналов к серьезному оживлению при формировании прогноза как базы для принятия бюджета за основу стоит взять консервативные показатели.

Что касается базового сценария как отправной точки для политики посткризисного развития, то, по мнению аналитика, в условиях, когда внутренних ресурсов недостаточно как у государства, так и у частного сектора, внимание нужно уделять немонетарным методам -- созданию благоприятных условий для ведения бизнеса для привлечения инвестиций, реформированию судебной системы, снятию барьеров. «К налоговой политике как инструменту активного регулирования в наших условиях стоит прибегать осторожно. Во-первых, потому что государство должно ответственно отнестись к своим социальным обязательствам, выполнить которые при снижении налоговых поступлений в условиях нестабильных сырьевых доходов может быть затруднительно. Во-вторых, налоговая нагрузка в России не главная беда, начинать нужно с уже перечисленных моментов: прозрачной среды ведения бизнеса, снижения коррупционности экономики», -- полагает Владимир Тихомиров.

Антон Струченевский, старший экономист ИК «Тройка Диалог», в целом разделяет умеренный оптимизм -- темпы роста в ближайшие три года будут приближаться к 4--5%, но печалиться по этому поводу не стоит. «7--8% в год докризисного роста на самом деле показатель проблем перегретой экономики, когда развитие шло неэффективно, большая часть ресурсов так и не была задействована. Так что лучше меньше, да лучше», -- полагает эксперт. Но и для достижения этих темпов роста придется приложить определенные усилия, прежде всего в области поддержания макроэкономической стабильности путем бюджетной самодисциплины. «Действующая политика не является устойчивой, поскольку по-прежнему полагается на цены на сырьевые товары. Дефицит бюджета в этих условиях для нас особенно неприятен, учитывая, что в долг нам дают охотнее как раз при повышенных ценах на нефть, в то время как деньги требуются при снижении поступлений от сырьевого сектора», -- предупреждает экономист.

Юлия МИРОНОВА