|
|
N°134, 29 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смертельный номер
Престиж украинской армии рухнул на львовский аэродром
Сегодня на Украине объявлен общенациональный траур в память о жертвах жуткой трагедии, случившейся в минувшую субботу на львовском аэродроме «Скнылив». Во время авиационного шоу, которое наблюдали 10 тысяч человек, истребитель Су-27 врезался в трибуны, а затем взорвался, превратив около сотни людей в кровавое месиво. Кадры теленовостей повергают в шок -- останки людей идентифицируют буквально по фрагментам тел. Министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал вчера главе государства прошение об отставке. По иронии судьбы своим назначением в октябре прошлого года г-н Шкидченко был обязан другой трагедии в воздухе. Он стал министром обороны после увольнения генерала Александра Кузьмука, который взял на себя ответственность за сбитый украинской ракетой российский пассажирский авиалайнер. После октябрьской катастрофы президент Украины Леонид Кучма категорически запретил все пуски ракет на украинской территории. Вчера же глава государства запретил и все авиашоу. Разрешенных видов деятельности у украинских военных становится все меньше.
Львовская трагедия произошла в 12 часов 52 минуты. Истребитель, имитируя «пролет под мостом», впервые в истории авиации продемонстрированный Валерием Чкаловым, резко приблизился к земле. Однако выйти из пике пилот не смог и, зацепив находившийся неподалеку Ан-24 с детьми на борту, врезался в край трибун. Остатки взорвавшегося Су-27 разлетелись в радиусе около ста метров. По данным на вчерашний день, погибло 83 человека (среди них 19 детей), более сотни с черепно-мозговыми травмами, ожогами и переломами доставлены в больницы. Катапультировавшиеся пилоты получили тяжелые травмы позвоночника, однако их жизни ничто не угрожает. Аэродром сразу оцепила милиция, чтобы дать возможность работать 26 бригадам «скорой помощи». Подходы к стадиону забиты плачущими родственниками пострадавших. Львов чуть ли не в состоянии военного положения.
Следствие рассматривает две версии -- неисправность оборудования и ошибка пилотов. Хотя самолет пилотировали два летчика-аса в ранге полковников, один из которых входит в группу лучших пилотов ВВС «Украинские соколы», истребитель шел на опасно низкой высоте. Поначалу пресс-служба минобороны сообщила, что причиной катастрофы стал отказ двигателей, однако через некоторое время последовало уточнение: пока рано говорить о причинах аварии, во всем разберется госкомиссия под руководством секретаря Совета по национальной безопасности и обороне Украины Евгения Марчука. «Никто пока не может сказать, когда мы узнаем об истинных причинах аварии, но общую картину мы сможем понять приблизительно через неделю», -- сказал г-н Марчук.
Глава комиссии заявил, что найден «черный ящик» разбившегося самолета и будет проведена его экспертиза. Планируется даже создать макет самолета и провести трехмерное моделирование ситуации. Между тем генпрокуратура Украины взяла в производство уголовное дело по авиакатастрофе во Львове по статье 416 Уголовного кодекса Украины «нарушение правил полетов или подготовки к ним, а также нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов, что стало причиной катастрофы или других тяжелых последствий». Виновные в нарушении ст. 416 УК могут получить от 5 до 15 лет лишения свободы.
«Главное -- отсутствие достаточных мер безопасности на земле, которые позволили бы пилотам маневрировать за пределами территории, где находились люди», -- считает генерал-майор авиации, бывший помощник президента по военным вопросам Вадим Гречанинов. Стало быть, подкачала организация шоу. При этом главным зрителем его был командующий (уже бывший) ВВС Украины генерал-полковник Виктор Стрельников -- его уволили сразу после случившегося, как и командующего 14-м авиакорпусом (именно в честь его 60-летия проводился парад) Сергея Онищенко.
Трагедия во Львове -- крупнейшая катастрофа такого рода в истории. В 1988 году аналогичное несчастье произошло во время авиашоу на военной базе Раммштайн в Германии. Тогда в воздухе столкнулись три итальянских самолета, один из них рухнул на зрителей. Погибли 70 человек, сотни были ранены. После выяснения причин катастрофы в Раммштайне на Западе были ужесточены правила проведения авиашоу. Летчикам запрещается не только пролетать над зонами, где собираются зрители, но даже приближаться к ним на расстояние 100 метров. За нарушение этого правила пилота могут вообще отстранить от полетов. В России при проведении демонстрационных полетов запрещается приближение к месту нахождения зрителей ближе чем на 150--200 м, а снижение -- не ниже 70 метров. Во время украинского шоу эти правила не соблюдались.
На месте трагедии побывал президент Кучма, свое сочувствие выразили лидеры буквально всего мира. Вчера по распоряжению президента России был отменен парад, посвященный Дню военно-морского флота России. Грандиозное действо, на которое пришли посмотреть несколько тысяч зрителей (с российской стороны были задействованы 22 корабля, 6 самолетов, 8 вертолетов и 9 бронетранспортеров), отменено в знак соболезнования украинскому народу.
Самый большой по тем временам советский самолет «Максим Горький» потерпел катастрофу 18 мая 1935 года при проведении первого демонстрационного полета. В его правое крыло врезался истребитель сопровождения, пилот которого, Николай Благин, пытался совершать вокруг гиганта фигуры высшего пилотажа. Погибли 11 членов экипажа, 39 пассажиров и сам Благин. «Максим Горький» упал на тогда подмосковный поселок Сокол, но о жертвах на земле не сообщалось.
«Максим Горький», гордость советского авиастроения, был первенцем серии АНТ-20, созданной конструкторским коллективом Андрея Туполева при участии Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Самолет длиной 33 метра был оснащен 8 моторами, весил 50 тонн, развивал скорость до 260 километров в час и мог перевозить 72 пассажира при 8 членах экипажа. Предполагалось, что АНТ-20 будут использоваться как в военных, так и в гражданских целях. Первый экземпляр был передан в агитэскадрилью имени Максима Горького и назван именем писателя.
Существуют три версии трагедии. В соответствии с первой, Благин, летчик с 15-летним стажем пилотирования, получил официальный приказ продемонстрировать свое акробатическое мастерство вблизи «Максима Горького». Вторая версия, сформулированная в Сообщении ТАСС (по слухам, отредактированном самим Сталиным), обвинила пилота истребителя в «неисполнении полетного задания» и «преступном воздушном озорстве». Третью версию выдвинула эмигрантская пресса, которая опубликовала письмо, якобы написанное Благиным 17 мая, в котором тот грозился отомстить за репрессированную родню, «протаранить самолет, носящий имя негодяя, и убить десяток паразитов на теле народа».
Последняя версия считается основанной на фальшивке, поскольку пилот погибшего лайнера Иван Михеев был личным другом Николая Благина, а пассажиры -- его коллегами, инженерами, техниками и рабочими ЦАГИ. Всех жертв трагедии, включая ее официального виновника, похоронили на Новодевичьем кладбище.
3 июня 1973 года экспериментальная модель советского сверхзвукового лайнера Ту-144 разбилась при показательном полете в Ле-Бурже под Парижем. Погибли 15 человек, включая шестерых членов экипажа.
11 сентября 1982 года авария американского военного вертолета Chinook в германском городе Маннгейме унесла жизни 46 человек.
26 июня 1988 года на авиабазе Раммштайн в ФРГ в результате падения на трибуны для зрителей итальянского истребителя (одного из трех столкнувшихся в воздухе при исполнении показательного группового полета) погибли более 70 человек и несколько сотен получили ранения. До последней трагедии под Львовом эта катастрофа была самой масштабной по числу жертв на земле.
26 июля 1997 года в бельгийском городе Остенде девять человек были убиты и 57 ранены упавшим на зрителей легким спортивным самолетом, не сумевшим выйти из пике при выполнении фигур высшего пилотажа.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев