|
|
N°87, 24 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стихийное бедствие после авиакатастрофы
Сторонники Качиньского снова критикуют Россию
В Польше все активнее идет подготовка к досрочным президентским выборам, которые были назначены на 20 июня вскоре после авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля, в которой среди 96 польских граждан погиб и действующий глава государства Лех Качиньский. Сегодня его брат-близнец 60-летний Ярослав, бывший премьер и лидер оппозиционной партии «Право и справедливость», начнет предвыборную поездку по стране. А в минувшую субботу он начал президентскую кампанию в польской столице.
На Театральную площадь Варшавы участники предвыборного мероприятия вливались, словно колонны демонстрантов. Они несли флаги с траурными лентами -- семейная трагедия стала неизбежным фоном этого мероприятия. То здесь, то там виднелись умоляющие транспаранты, вроде такого: «Пан Ярек, спаси Польшу!» Среди тысяч сторонников лидера «Права и справедливости» (ПиС) не только варшавяне. Корреспондент «Времени новостей» на подступах к площади заметил ряды автобусов из самых разных регионов Польши. «Самое важное -- Польша», -- таков лозунг кампании Ярослава Качиньского.
Все с нетерпением ожидали выступления одного из главных кандидатов. После похорон брата Ярослав Качиньский еще не появлялся на публике, а общался с избирателями только через Интернет и своих соратников. Интерес подогревался еще и тем, что значительная территория Польши пострадала от наводнения, а размер стихийного бедствия поставил власти перед решением о введении чрезвычайного положения. А это означало, что выборы могли быть перенесены на осень. «Мы делаем все возможное, чтобы избежать этой меры», -- заявил лидер партии власти «Гражданская платформа», премьер-министр 53-летний Дональд Туск после посещения наиболее пострадавших от водной стихии регионов. Исключил отсрочку выборов и главный соперник Ярослава Качиньского -- кандидат от «Гражданской платформы», исполняющий обязанности президента, маршал сейма 57-летний Бронислав Коморовский.
Накануне штабисты Качиньского заверяли, что их кандидат выступит с тезисами о своей президентской программе. Однако этого так никто и не услышал. Главным мотивом стало наводнение. «Не время на политический митинг», -- заявил сразу Качиньский, призвав всех собравшихся помочь пострадавшим от наводнения. Собравшиеся, настроенные на другое выступление, по инерции скандировали: «Мы победим!» Стоявший рядом со мной 50-летний на вид варшавянин (пан Михал оказался юристом и пришел на встречу с женой и 12-летним сыном) на мой вопрос о шансах Качиньского сказал, что его соперничество с Коморовским расценивает как 50 на 50. Но добавил: «Мне нередко звонят из других стран, спрашивая о маршале сейма. Не знают, кто он такой. А Качиньский известен больше. К тому же он имеет то, что мы, поляки, называем «чутье». Поэтому он и выбрал для инаугурации своей кампании болезненную сейчас тему -- наводнение».
Но в рядах уже послышались нотки разочарования: «Говорил все время о солидарности, а по сути ничего не сказал». Позже польский политолог Войчех Яблоньский так оценил появление Ярослава Качиньского перед своими сторонниками: «Говорить о наводнении в относительно безопасной Варшаве -- дело спорное. Лучше бы было, если бы выступал без галстука. А может быть, даже без пиджака и с закатанными рукавами, как это неоднократно было использовано в американских кампаниях. Вот тогда это произвело бы впечатление».
Образ непримиримого и конфликтного Ярослава Качиньского его штаб в поте лица старается изменить, называя отправную дату метаморфозы патрона: трагедию 10 апреля. Неожиданно лидер ПиС стал искать возможности для сотрудничества с политическими противниками, решил оставить споры о коммунистическом прошлом, обратился с теплыми словами к россиянам. Но в такие перемены в Польше мало кто верит. А некоторые его сторонники и не хотят таких изменений. Чтобы убедиться в этом, достаточно было выбраться из толпы на Театральной площади. Сотни выстроились в очередь за раздаваемой бесплатно «Газетой варшавской», «шапка» на первой полосе которой гласила: «Туск занимается примирением с россиянами и закрывает глаза на сознательное натравливание на себя поляков». Авторы статей критикуют таких польских общественных деятелей, как Владислав Бартошевкий, Анджей Вайда и Даниэль Ольбрыхский, которые решительно поддержали Коморовского и увидели в возможной победе Качиньского угрозу для страны и ее международных контактов.
«Наш кандидат не даст россиянам похлопывать себя по плечу, как Туск», -- не смущаясь, выкрикивала одна из сторонниц лидера ПиС. Тут же, как горячие пирожки, всего за четыре злотых (40 руб.) расходился комплект открыток-карикатур все с теми же упомянутыми выше «антигероями». А открывала серию открытка с надписью «навсегда вместе», на которой российский премьер Владимир Путин в буденовке крепко держит в объятиях своего польского коллегу Дональда Туска. Тоже своего рода ассоциация со смоленской трагедией, правда, как хочешь -- так и понимай.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава