|
|
N°86, 21 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ФАС сказала свое слово о чартерах
Конкуренция авиакомпаний -- дело будущего
Федеральная антимонопольная служба разработала типовой межгосударственный договор о воздушном сообщении, сориентированный на развитие конкуренции между авиаперевозчиками. Со временем такие документы могут заменить действующие ныне соглашения России с другими странами, в первую очередь государствами СНГ. Антимонопольщики поддержали позицию «Аэрофлота», которого несколько других авиакомпаний обвиняют в «рейдерском захвате пассажиров».
Поводом для заявления ФАС, очевидно, послужил шумный конфликт между «Аэрофлотом» и шестью другими российскими авиакомпаниями, разгорающийся в последние дни. 18 мая в прессу попало содержание коллективного письма, направленного министру транспорта России Игорю Левитину руководителями компаний Sky Express, «ВИМ-Авиа», «Таймыр», «Атлант-Союз», «Трансаэро» и «Оренбургские авиалинии». В послании они просили министра отменить его приказ №92 от 17 июня 2008 года, устанавливающий, что на ряде международных направлений чартерные авиакомпании могут работать только в том случае, если против этого не возражают назначенные туда регулярные перевозчики. Приказ повторяет положение, закрепленное в некоторых двусторонних соглашениях России с другими государствами о воздушном сообщении. «Действующее правовое регулирование международных чартерных полетов не соответствует существующему уровню развития данного сегмента рынка авиационных перевозок в условиях глобальной либерализации международного воздушного транспорта», -- указали авторы письма министру.
В тот же день «Аэрофлот» отправил по тому же адресу собственное открытое письмо, в котором дал понять, что претензии коллег порождены его отказом допустить их чартеры на два направления: Москва--Ларнака (Кипр) и Москва--Ираклион (Греция). «Аэрофлот» имеет статус назначенного перевозчика на обоих маршрутах. «Призыв обратившихся авиакомпаний к игнорированию требований приказа №92 ведет», по мнению «Аэрофлота», «к прямому нарушению действующего законодательства, является откровенно провокационным».
Минтранс публично не отреагировал ни на одно из двух обращений, а конфликт на следующий день из сферы дискуссий переместился в плоскость практических действий. «Аэрофлот» объявил, что он «по просьбе руководства SkyExpress принял к перевозке пассажиров данной авиакомпании». Речь шла о том, что запланированный в этот день рейс SkyExpress из московского аэропорта Внуково в Ларнаку не состоялся. Пассажиры были перевезены в Шереметьево и отправлены к месту назначения самолетом «Аэрофлота». Обратным рейсом он доставил клиентов SkyExpress, которые в этот день должны были вернуться с курортного острова в Россию. «Аэрофлот» подчеркнул, что понес в результате непредвиденные расходы и неудобства. Перевозка пассажиров из одного московского аэропорта в другой задержала вылет лайнера «Аэрофлота», а тех, кто ожидал его в Ларнаке, пришлось покормить. Ответственность за происшедшее авторы заявления возложили на компанию SkyExpress, которая была в курсе, что ее чартеры в Ларнаку согласованы с «Аэрофлотом» только до 16 мая.
На следующий день пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина опубликовала заявление своей организации под заголовком «Действия «Аэрофлота» похожи на рейдерский захват пассажиров». В нем со ссылками на текст злополучного приказа №92 утверждается, что «Росавиация» имела право, если бы захотела, разрешить чартеры других авиакомпаний в Ларнаку и без согласия «Аэрофлота». Кроме того, г-жа Тюрина поставила в вину крупнейшей российской авиакомпании тот факт, что «Аэрофлот» выставил SkyExpress счет за перевозку, прибавив к тарифу последней примерно по 50 евро на каждого пассажира. Однако делу SkyExpress эти разоблачения не помогли. Вчера компания объявила, что ее рейсы в Ларнаку, намеченные на 21 и 23 мая из аэропорта Внуково, заменены соответствующими рейсами «Аэрофлота» из Шереметьево.
ФАС, верная своей миссии, высказалась вчера в принципе за поощрение конкуренции на рынке международный воздушных перевозок. Служба напомнила, что еще 14 ноября 2008 года в Кишиневе совет глав правительств СНГ одобрил подготовленный ею доклад на эту тему. «ФАС России подготовлен проект модельного двустороннего соглашения, учитывающего необходимые условия конкуренции. Этот документ будет обсуждаться в начале июня 2010 года на штабе по провидению совместных расследований антимонопольных органов государств -- участников СНГ для последующего представления на рассмотрение межгосударственного совета по антимонопольной политике», -- сообщила служба.
Однако действующие положения приказа Минтранса о согласовании чартеров ФАС однозначно поддержала: «Данное условие увязывается с требованиями двусторонних соглашений о воздушном сообщении с участием Российской Федерации, являющихся основой правового регулирования международных воздушных перевозок».
Михаил КУКУШКИН