Время новостей
     N°86, 21 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2010
Пикассо и Матисса забрали дураки
Музей современного искусства в Париже лишился пяти шедевров
Парижский музей современного искусства вчера окружили красно-белые ленты полицейского оцепления -- ночью здесь произошла сенсационная кража. Пять шедевров знаменитых художников, в том числе картины Пикассо и Матисса, стоимость которых оценивается в сотни миллионы евро, исчезли. Информацию об этом распространило агентство Associated Press со ссылкой на источник в парижской полиции. Вскоре посыпались заявления официальных лиц -- они подтверждали факт кражи полотен, которая может войти в историю как самое «дорогое» хищение произведений искусства.

«Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо, «Пастораль» Анри Матисса, «Олива близ Эстак» Жоржа Брака, «Женщина с веером» Амедео Модильяни и «Натюрморт с подсвечниками» Фернана Леже -- все эти шедевры пропали в ночь на четверг. Совокупная стоимость пяти картин, по оценкам следствия, 500 млн евро. «Они на самом деле могут столько стоить», -- подтвердил «Времени новостей» генеральный директор Ассоциации искусствоведов России Борис Шумяцкий. Он пояснил, что музейные вещи должны быть дороже находящихся в частных коллекциях, так как музеи отбирают лучшие по художественному достоинству полотна. Между тем называются и другие суммы. Например, заместитель мэра Парижа Кристоф Жирар, ведающий вопросами культуры, предположил, что совокупная стоимость картин «чуть менее 100 млн евро».

Так или иначе, вчерашний инцидент уже называют «ограблением века». А мэр Парижа Бертран Деланоэ охарактеризовал кражу как «нападение на всеобщее культурное наследие». Градоначальник подчеркнул в официальном выступлении, что глубоко потрясен произошедшим.

Пропажу полотен вчера около семи утра обнаружил охранник. Немедленно была поднята тревога, приехала полиция. Следователи отсмотрели записи камер наблюдения -- на кадрах видно, как картины в одиночку забирает какой-то человек в маске. Полиция сообщает, что злоумышленник влез внутрь, разбив окно музея. Охранная система в этом момент не сработала, дежурные не слышали ничего подозрительного -- все было разыграно как по нотам, точнее, как в голливудском кино.

Между тем директор другого парижского музея современного искусства Palais de Tokyo Пьер Корнет де Сант-Кир назвал похитителей картин «дураками». «С картинами ничего нельзя сделать. Во всех странах знают о краже, едва ли найдется настолько глупый коллекционер, который купит это. Во-первых, он не сможет показать картины другим коллекционерам, во-вторых, подвергнется риску попасть в тюрьму», -- сказал он в интервью телеканалу LCI.

Сейчас устанавливаются обстоятельства и детали происшествия, изучается запись камер наблюдения. Если информация о краже и стоимости картин подтвердится, ограбление парижского музея современного искусства станет крупнейшим в истории. На сегодняшний день, как пишет Lenta.ru, считается, что самая крупная кража предметов искусства была совершена 18 марта 1990 года в Бостоне. В тот день из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер было украдено 13 картин (в том числе кисти Вермеера, Мане, Дега и Рембрандта) общей стоимостью около 500 млн долларов.

Похищения картин всемирно известных мастеров не редкость. С начала 2000-х бесследно исчезли работы Рембрандта, Рубенса, Дали, Пикассо, Матисса, Моне и Гойя. В России, как напомнил гендиректор Ассоциации искусствоведов г-н Шумяцкий, много раз происходили кражи как из частных, так и из музейных коллекций. «Целая трагедия произошла с потрясающим музеем в Грозном. Город превратился в руины, возможно, также, что и «народные умельцы» благополучно использовали коллекцию музея», -- сказал он. Однако для нашей страны все же более характерны хищения картин хранителями -- об исчезновении шедевров становится известно через несколько лет после преступления во время очередной инвентаризации.

Дарья ЛУГАНСКАЯ