|
|
N°151, 20 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Расизм по-русски
История «черно-белых» браков в России молода и напрямую связана с грандиозным политико-образовательным экспериментом, начавшимся в 50-е годы, когда молодые африканцы стали приезжать на учебу в нашу страну. От смешанных браков стали рождаться дети, которых во всем мире принято называть метисами, мулатами, полукровками. Тогда же появился и расизм «по-русски». Это явление весьма противоречиво в своих появлениях: неприязнь, подозрительность, публичная грубость, даже брезгливость может сочетаться с почти наивным любопытством, великодушием, покровительством и преданностью.
Случай, когда девочка другой расы растет в русском селе, как раз и аккумулирует все особенности «архаического синдрома». Весьма вероятно, что патриархальное общинное сознание, в некоторых формах еще сохранившееся в российской глубинке, оказалось более восприимчиво к ребенку другой расы. Совершенно непредсказуемой была бы ее судьба в большом городе, где девочка могла стать объектом насмешек и агрессии со стороны сверстников или даже погибнуть, будучи «неучтенной» социальными службами. Конечно, государство может издавать многочисленные документы в защиту разнорасовых семей. Но на самом деле сейчас общественное сознание далеко от признания их действительного равноправия.
Впрочем, не такая редкость и усыновления «афро-русских» детей из детдомов обычными русскими семьями. Нередки и случаи, когда бабушка не может заставить себя привыкнуть к своему африканскому зятю, зато души не чает во внуке-метисе. Тем более что эти дети отнюдь не менее смышлены и симпатичны, чем их русские сверстники.
С другой стороны, нельзя определенно сказать, что эти дети не нужны ни в Африке, ни в России. И то и другое общества пытаются их абсорбировать, причем практика показывает, что африканское общество подчас делает это успешнее. Вероятно, в силу особенностей африканского менталитета, в частности, отношения африканцев к детям как главной жизненной ценности. Но ошибаются и те, кто считает, что уж если уедут метисы в Африку, то там они непременно решат все свои проблемы. Как показывает опыт, расизм существует не только в России. Есть он и в Африке, причем его жертвами нередко становятся именно «афро-русские».
Наталия КРЫЛОВА, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН