|
|
N°86, 21 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плановый скандал
Столичные депутаты готовятся к новым градостроительным спорам
Московские власти продолжают разработку градостроительных нормативов в соответствии с новым генпланом развития города до 2025 года. Вчера депутаты отправили на подпись мэру принятый в начале мая главный градостроительный документ. А сегодня в столичном парламенте обсудят целый пакет законопроектов, которые должны быть приняты в ближайшее время для реализации градостроительной политики мэрии. Как рассказал «Времени новостей» председатель комиссии Мосгордумы по градостроительной политике и развитию Михаил Москвин-Тарханов, речь идет о подготовке так называемого плана реализации генплана, который увяжет с ним все строительные программы города, а также о новых нормах и правилах градостроительного проектирования. Однако новую волну скандалов, по признанию депутатов и представителей Москомархитектуры, обещают вызвать готовящиеся правила землепользования и застройки (ПЗЗ).
Г-н Москвин-Тарханов утверждает, что уже сейчас в мэрии испытывают «серьезное давление» со стороны инвесторов, требующих увеличить нормативы плотности и высотности застройки на той или иной территории. «И это еще кризис, иначе инвесторы вообще бегали бы как ужаленные», -- отметил депутат. Он признал, что власти торопятся принять ПЗЗ, пока в городе еще сохраняется нестабильная финансовая обстановка и строительный сектор не столь активен, как в «тучные» годы.
По словам г-на Москвина-Тарханова, если генплан -- это просто карта Москвы, регламентирующая общее развитие территории столичного региона, то ПЗЗ только с виду чисто технический документ. На самом же деле «этот громадный документ гораздо сложнее генплана» и именно он будет регулировать действия землепользователей на конкретных участках. Депутаты опасаются, что «это лоскутное одеяло» будущего строительства жители и инвесторы будут тянуть на себя. «Заметьте, что ни один инвестор не интересовался генпланом, этот звучный документ был интересен только политикам. При этом будки с шаурмой на Пушкинской площади, как и вазы и урны, в генплане не обозначаются», -- заявил депутат. Зато ПЗЗ для инвестора, по его словам, -- «это чистые деньги», а для жителей -- гарантия комфорта проживания. Поэтому одни будут выступать за увеличение строительных нормативов, а другие будут настаивать на их максимальном снижении. «Это будут две баррикады, но кидаться в итоге все будут на чиновников», -- предвкушает г-н Москвин-Тарханов еще больший конфликт интересов, чем во время обсуждения генплана.
Впрочем, в Мосгордуме полагают, что продолжающаяся критика генплана связана с тем, что процесс публичного обсуждения документа пришелся на выборный период, и вызвана не столько его содержанием, сколько неприятием политики мэра Юрия Лужкова и его команды. Напомним, что публичные слушания были проведены летом 2009 года, перед выборами в Мосгордуму. Тогда же москвичи могли познакомиться и с проектом правил землепользования и застройки. В декабре 2009 года ПЗЗ вместе с генпланом были приняты Мосгордумой в первом чтении. Однако позднее, видимо, опасаясь еще большего количества претензий, чиновники разделили пакет градостроительных документов. К тому же именно ПЗЗ привлекли в свое время и особое внимание «Москонтроля», представители которого сетовали на то, что проект документа «неправомерно учел интересы одних землепользователей в ущерб другим», а также позволял вести строительство на территории особо охраняемых природных территорий. Тогда же и Юрий Лужков заявил о том, что документы «нужно обсуждать раздельно». Предположительно депутаты вернутся к рассмотрению правил землепользования и застройки во втором чтении не раньше осени.
Между тем оппозиция пытается добиться признания нелегитимным самого генплана. Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин настаивает на том, что генплан не может быть утвержден без положительного заключения государственной экспертизы. Сейчас оппозиционеры пытаются через суд обязать чиновников представить публике соответствующее заключение. «Яблочники» уверены, что такого документа у разработчиков нет. «И это несмотря на то, что ее было поручено проводить «Мосгосэкспертизе» -- организации, подведомственной правительству Москвы. Как нам известно, наибольшие претензии экспертов вызвали транспортные решения генплана», -- пояснил г-н Митрохин. Он намерен добиваться в суде отмены генплана, как только тот будет подписан мэром. Напомним, что ранее представители Минрегионразвития также заявляли о том, что проект генплана был утвержден без согласования с ними.
Юлия ХОМЧЕНКО