Грузинские политики и эксперты все чаще задаются вопросом о том, не пора ли начинать прямые переговоры с Россией. После вооруженного конфликта на Кавказе в августе 2008 года и признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии грузины разорвали дипломатические отношения с россиянами. Ныне функции посредника выполняет Швейцария. Москва отказывается разговаривать с грузинскими властями, зато регулярно принимает лидеров оппозиции, например бывшего спикера парламента Нино Бурджанадзе и экс-премьера Зураба Ногаидели. На днях посетивший Грузию бывший президент Польши Александр Квасьневский неожиданно заявил, что грузинское руководство сообщило ему о готовности к переговорам с Россией без предварительных условий. О перспективах диалога Тбилиси и Москвы «Времени новостей» рассказал 82-летний экс-президент Грузии, бывший министр иностранных дел СССР Эдуард ШЕВАРДНАДЗЕ.-- Сейчас появились только первые признаки диалога. В Москве побывали
Ногаидели и Бурджанадзе, их принял премьер России Владимир Путин. Есть и такая деталь: насколько я знаю, Путин предложил искушенному дипломату Евгению Примакову заниматься грузинскими делами. Это только начало. Но начинать всегда трудно, так что это уже хорошо. В ближайшее время ожидать прорывов, мне кажется, не следует. Россия допустила грубую ошибку, признав независимость Абхазии и Южной Осетии.
-- Вы уже называли журналистам имена тех, кто мог бы стать специальными представителями Грузии на переговорах с Россией...-- Я говорил о вице-спикере парламента, известном медике Фридоне Тодуа, о бывшем министре иностранных дел
Ираклии Менагаришвили и бывшем после в России Важе
Лордкипанидзе. Первого хорошо знают в Москве, он много лет там работал, входил в список кремлевских врачей. Менагаришвили и Лордкипанидзе -- хорошие дипломаты. Можно говорить и о других кандидатах.
-- Выросло ли влияние России на постсоветском пространстве в последнее время?-- Если не считать Грузию, часть которой была оккупирована Россией, не могу сказать, что заметен рост такого влияния. Казахстан, Узбекистан независимы. Там такие лидеры, которые не подчинятся так просто любому приказу. Что касается Украины, то избрание там Виктора Януковича президентом, на мой взгляд, благоприятно повлияет на отношения с Россией.
-- Вы стояли у истоков советско-американской разрядки. А как теперь будут развиваться отношения Москвы и Вашингтона?-- Россия и Америка заинтересованы в том, чтобы улучшить отношения, это не направлено против третьих стран. Я в свое время очень много занимался советско-американскими отношениями, семь раз встречался с тогдашним президентом США Рональдом Рейганом. Первая встреча была ужасной, вторая уже относительно нормальной, на третьей он уже дал ланч. Сначала он считал Советский Союз империей зла. Мы много работали над подготовкой его встречи с Михаилом Горбачевым в Женеве в 1985 году. Начало переговоров было разочаровывающим. Мы с тогдашним госсекретарем США Джорджем Шульцем ждали, пока переговоры вели два лидера. Вышел Горбачев и спустя какое-то время сказал: «Эдуард, закажи самолет, вылетаем в Москву. С ними нельзя иметь дело».
-- Что вы ответили?-- Что если сейчас улетим, то провал свалят на советских руководителей, в частности на самого Михаила Сергеевича. Тогда помогла позиция супруги Горбачева Раисы Максимовны. Умная женщина, она поддержала меня, сказала мужу: «Эдуард прав». Переговоры решили продолжить, и дальше встреча прошла нормально. В итоге переговоры в Женеве стали первыми на пути завершения «холодной войны». В следующем году были уже переговоры в Рейкьявике. А на нашей последней, седьмой встрече Рейган уже рассказывал анекдоты. И ни разу не повторился! Я ему сказал, что побывал более чем в 60 странах, но не встречал человека, который знал бы столько анекдотов. После этого Рейган, а мы уже имели доверительные отношения, обмолвился, что с ним происходит что-то неладное. Он помнил все, что было с ним 20 лет назад, а что накануне -- нет. Это начиналась болезнь Альцгеймера...
-- С предыдущим президентом США Джорджем Бушем-младшим у грузинского руководства были хорошие отношения, в Тбилиси даже есть улица его имени. А вот Барак Обама пока не встретился с президентом Михаилом Саакашвили, хотя тот почти весь апрель провел в США...-- Отношения Вашингтона и Тбилиси нормальные. Когда в 2008 году русские вошли в Грузию, протестовала не только Европа, но и США. У Барака Обамы свои взгляды, он выбрал осторожную политику. Уверен, что он справится с иранской проблемой, поскольку русские тоже начинают думать, что иранцы не правы. Если иранцы останутся одни, то проиграют. Еще очень многое зависит от того, как в Афганистане завершится операция. Американцы не должны были входить в Афганистан, но это было еще до Барака Обамы.
-- Грузия тоже участвует в операции НАТО в Афганистане, там свыше 900 грузинских солдат.-- Наверное, что-то пообещали Грузии за это, но я не послал бы туда войска. Я очень много работал в свое время, чтобы вывести из Афганистана советские войска. Решение о введении туда контингента было принято тремя-четырьмя членами политбюро. В то время мы с Горбачевым -- он был членом политбюро, а я кандидатом в члены -- отдыхали в Пицунде и узнали обо всем по радио. Тогда я и сказал ему: «Все прогнило сверху донизу, все надо менять».
-- Вы упомянули Пицунду -- знаменитый курорт в Абхазии. Как Грузии наладить отношения с Абхазией и Южной Осетией?-- Я уже говорил про ошибку России по поводу признания независимости. Если Абхазия или Южная Осетия заслуживают независимости, почему Чечня с 3 млн населения не заслуживает? Дагестан с 4,5 млн? Все хотят независимости. Ингушетия тоже... Думаю, рано или поздно эта ошибка России будет исправлена. Или сама Россия исправит, или обстоятельства поменяются.
-- 30 мая в Грузии пройдут местные выборы. Кто победит?-- Сейчас оппозиция не та, что была раньше, более сплоченная и организованная. Но не исключаю и победы представителей правительства. Трудно делать прогнозы...