|
|
N°85, 20 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Деньги на дороги не валяются
Правительство намерено оживить прямые госинвестиции
В Белом доме вчера прошло совещание по вопросу «О работе Инвестиционного фонда РФ». Одна из самых амбициозных и, возможно, наиболее потенциально перспективных инициатив правительства (а точнее, Минэкономразвития, в то время еще «и торговли» под руководством Германа Грефа) в последние кризисные годы растворилась в информационном поле. Но правительство не собирается отказываться от идеи подобных структур. По итогам еще одного вчерашнего совещания -- по вопросам дорожного строительства -- премьер Владимир Путин сообщил, что правительство по подобию Инвестфонда создаст бюджетный фонд по строительству и ремонту дорог.
Напомним, что Инвестфонд создавался для практической реализации механизма государственно-частного партнерства. Начатый в 2006 году проект из серии громко разрекламированных институтов развития сначала столкнулся с низким интересом инвесторов -- из-за очень большого "порога" входа. Проект должен был стоить свыше 5 млрд руб. -- в этом случае инвестор мог рассчитывать максимум на 75% вложений от государства. Затем порог понизили в 10 раз, но при условии паритетных вложений -- 50 на 50.
Как сообщил, открывая вчерашнее заседание, премьер-министр, на данный момент при содействии Инвестфонда реализуется 14 проектов общим объемом финансирования свыше триллиона рублей, из которых 364 млрд -- средства фонда. «По состоянию на апрель текущего года, общий объем завершенных работ по федеральным проектам превысил 265 млрд руб. Из них 60 млрд руб. профинансировано за счет Инвестиционного фонда», -- привел не самые впечатляющие итоги работы фонда премьер. Тем не менее нужно учитывать, что в 2009 году финансирование было сокращено с планировавшихся 113 млрд до 64 млрд руб. (причина -- сворачивание проектов в период кризиса). Из 21 отобранного проекта реальное строительство началось только по 15.
Об этом же сказал вчера премьер: «Начало ряда строек и новых бизнес-инициатив пришлось на время отложить, сократить ассигнования по ряду объектов. В этой связи я хотел бы подчеркнуть -- все проекты, которые начаты с участием Инвестфонда и исправно финансируются частным бизнесом, будут завершены. Государство свои обязательства исполнит», -- обещал премьер. Правда, не совсем понятно, что будет, если частные партнеры приостановят финансирование уже начатых проектов.
Пока же глава правительства обязал Минрегион -- управляющего директора фонда -- провести полную инвентаризацию проектов на предмет необходимости реализации и влияния на социально-экономическое развитие региона и отдельных отраслей. Странно, однако, что этого не делается при оценке заявок на финансирование. Владимир Путин сообщил, что подписал «Положение об осуществлении контроля и мониторинга хода реализации проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда».
Совещание проходило в закрытом режиме, но Минрегионразвития вывесил на сайте доклад министра Виктора Басаргина. В докладе излагаются основные предложения и пожелания к дальнейшему функционированию фонда. Ведомство предлагает либо перейти на пятилетнее планирование вливаний из Инвестфонда, либо установить минимальный лимит расходов в 30 млрд рубл. ежегодно, чтобы гарантировать финансирование новых проектов общегосударственного значения. При этом отмечается, что минимально необходимая сумма для финансирования из Инвестфонда уже реализуемых проектов составляет 168 млрд руб., в то время как предусмотрено существенно меньше средств -- нехватка пока составляет 41 млрд.
Как известно, Инвестфонд играет большую роль в поддержке региональных проектов, особое внимание уделяется регионам Северного Кавказа. В опубликованном докладе говорится, что Минрегион сформировал и предложил на рассмотрение предварительный перечень из 21 инвестиционного проекта в семи регионах. Общий объем вложений -- 239,9 млрд руб., в том числе 28,7 млрд -- за счет Инвестфонда.
«Идея заработала не без огрехов, но особенно после того, как снизил требуемую стоимость проекта. Инвестфонд не заслужил замораживания, да, нужна шлифовка -- в сторону большего внимания к инфраструктурным проектам и отдельным секторам с элементами монополизма, где имеются «узкие места», -- сказал "Времени новостей" Антон Данилов-Данильян, глава экспертного совета «Деловой России». Экономист предлагает в качестве варианта применения средств фонда разрешить их использование в качестве гарантии при получении заемных средств для реализации проектов. Фонду есть куда развиваться, главное, чтобы по сути правильная идея не была девальвирована некоторыми шероховатостями в ее реализации, говорит эксперт.
Похоже, полное небытие Инвестфонду не грозит. Такой косвенный вывод следует из итогов еще одного вчерашнего совещания -- по вопросам дорожного строительства. «Мы приняли решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда, где будут аккумулированы минимальные средства для поддержания дорожной сети», -- сообщил в среду Владимир Путин.
Юлия МИРОНОВА