|
|
N°85, 20 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дирекция переходного периода
Чиновники проверили сотни жалоб на незаконное создание ТСЖ
По мнению столичных чиновников, жалобы москвичей на то, что власти лишают их возможности участвовать в жилищном самоуправлении, в массе своей лишены основания. Как водится, горожане виноваты сами: по причине собственной пассивности и безграмотности они упустили возможность для выбора управляющих компаний для своих домов и теперь зачастую напрасно обвиняют муниципальных чиновников и сотрудников коммунальных предприятий в злоупотреблениях. О том, что в ходе проверки жалоб большая часть обвинений не подтвердилась и что масштабы конфликта жителей с управляющими организациями преувеличены, заявил вчера глава департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин. Тем не менее он признал, что во многих районах города решения о способе управления домами принимались в отсутствие значительной части собственников жилья, но причиной этого чиновник склонен видеть не криминальные наклонности коммунальщиков, а «слабое информационное обеспечение» жилищной реформы.
Напомним, что поток жалоб в начале этого года горожане обрушили в первую очередь на Мосгордуму. На специальном совещании в январе, когда всех желавших высказать претензии чиновникам и коммунальщикам пригласили в городской парламент, жалобщиков оказалось больше, чем мог вместить зал заседаний. И потому некоторые выступали на улице. На улицах же чаще всего происходят и стихийные митинги недовольства жителей того или иного дома, выясняющих вдруг, что все они проголосовали за создание нового товарищества собственников жилья (ТСЖ) и наняли некую управляющую компанию. Москвичи винили сотрудников государственных учреждений «Инженерные службы» (ГУИС) в создании фиктивных ТСЖ и последующей фальсификации результатов голосования при выборе управдома и подрядчиков.
Еще до проведения проверки, лишь по результатам предварительного анализа жалоб, чиновники мэрии утверждали, что о серьезных нарушениях может идти речь лишь по 300 адресам. Сейчас же г-н Цыбин уверяет, что до суда было доведено порядка 50 дел о незаконном создании товариществ собственников жилья. В остальных случаях, судя по всему, конфликты жителей с ГУИСами в мэрии считают недоразумением, связанным с недостаточной информированностью граждан о порядке создания ТСЖ. Кроме того, глава департамента коммунального хозяйства и благоустройства дал понять, что его вовсе не смущает тот факт, что в некоторых случаях руководители ГУИСов возглавили создаваемые в зоне их ответственности ТСЖ. Г-н Цыбин заявил, что таким образом опытные работники коммунальной сферы «создавали среду» для жилищного самоуправления, что они вынуждены были это делать, поскольку «не находился инициативный человек в доме», который взял бы на себя обязанности председателя товарищества собственников.
Руководитель ГУ «Центр реформы в ЖКХ» Ирина Шрамко высказалась в адрес москвичей более резко. По ее словам, все проблемы в сфере жилищного самоуправления возникают от «неграмотности, лености и неактивности» самих жильцов. Как утверждает г-жа Шрамко, проверка жалоб показала, что большинство описываемых горожанами нарушений при организации ТСЖ таковыми не являлись. В частности, по ее словам, люди жаловались на то, что не получали вовремя уведомления о проведении общего собрания, а на самом деле причиной этого оказывались вскрытые или сломанные почтовые ящики. Кроме того, г-жа Шрамко считает, что собственники квартир под напором «волны дезинформации» сейчас просто кинулись отказываться от ранее принятых решений.
Впрочем, она не отрицала, что в отдельных районах действительно имели место нарушения: несвоевременное и неполное уведомление собственников о проведении собрания, некорректный подсчет голосов и т.д. Но сама глава Центра реформы в ЖКХ считает их единичными и неизбежными в переходный момент. «Это классические ошибки, которые могут быть», -- подчеркнула г-жа Шрамко.
Кроме того, представители комплекса коммунального хозяйства города напомнили, что москвичи должны принимать в расчет и мнение муниципалитета, который является основным собственником в трети всех жилых многоквартирных домов столицы. То, что представитель ГУИСа не является жителем дома, не мешает ему на законных основаниях участвовать в собрании собственников в качестве представителя муниципалитета, утверждают чиновники. «Представитель города в лице инженерных служб может голосовать, и обязан участвовать в собрании», -- отметила Ирина Шрамко.
В целом, по данным департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, в Москве сейчас в жилищном секторе, насчитывающем 32 тысячи многоквартирных домов, создано и работает около 11 тысяч товариществ собственников жилья. При этом успешной чиновники называют деятельность только 300 ТСЖ. Основная масса жилья по-прежнему обслуживается ДЕЗами.
Однако не исключено, что в ближайшее время чиновники коммунального департамента столкнутся с жалобами уже не простых горожан, а коллег из комплекса имущественно-земельных отношений Москвы. На днях глава этого комплекса Владимир Силкин заявил, что в процессе реорганизации ДЕЗов из городских унитарных предприятий в акционерные общества наметилось сокращение клиентской базы. В частности, по данным г-на Силкина, ДЕЗ «Арбат» уже лишился 150 домов. Мэрия, являющаяся основным собственником и ГУПов, и новых ОАО, с потерей доходов мириться не намерена. Тем более что г-н Силкин подозревает, что отказ от услуг ДЕЗа был обусловлен не желанием жителей иметь другую управляющую компанию, а манипуляциями муниципальных чиновников и коммунальщиков. «Нас беспокоит эта тенденция, и я специально вынес эту тему публично. Нас интересует -- это выбор жителей или это выбор местной власти», -- заявил глава земельно-имущественного комплекса «Времени новостей».
В департаменте ЖКХ и благоустройства такую тенденцию склонны объяснять конъюнктурой на рынке коммунальных услуг. Андрей Цыбин считает, что ДЕЗы просто оказались в неравных условиях на конкурентном рынке с частными компаниями. «Никто натягивать и притягивать дирекции не будет и создавать преференции им никто не будет. Там, где жители откажутся от услуг ДЕЗа, -- это сигнал его руководителю, что он больше работать не будет», -- заявил он вчера.
Сопредседатель движения «Жилищная солидарность» Дмитрий Катаев полагает, что гипотетически ситуация действительно справедливая, если у жителя появится альтернатива ДЕЗу. Однако общественник считает, что на деле в столице процесс выбора управляющей компании происходит совсем по-другому. «Ничто не мешает, например, начальнику ДЕЗа присвоить основное имущество дирекции, без которого невозможно обслуживать район и, используя документацию и базы данных городской коммунальной структуры, навязать людям услуги своей компании», -- заявил г-н Катаев, подчеркнув, что сам он считает такие нарушения «типичными болезнями переходного периода».
Юлия ХОМЧЕНКО