Со вчерашнего полудня по местному времени в Великобритании вступили в силу новые правила безопасности полетов в облаках вулканического пепла -- даже тех, которые в апреле парализовали воздушное сообщение над большей частью Западной Европы. Компания NATS, исполняющая функции британской национальной аэронавигационной службы, заявила вчера, что в соответствии с новыми правилами «ограничений в воздушном пространстве Соединенного Королевства в ближайшем будущем не предвидится». Суть изменений сводится к тому, что администрация гражданской авиации (АГА) Британии вдвое подняла «безопасный» для реактивных самолетов порог содержания вулканического пепла в атмосфере: с 0,002 г на кубометр воздуха до 0,004 г.
Правда, смягчение норм сопровождается рядом оговорок и дополнительных требований. Глава АГА Эндрю Хейнс рассказал вчера в утреннем эфире телеканала BBC News, что находиться в загрязненной пеплом атмосфере самолету можно будет лишь «непродолжительное время». Г-н Хейнс разъяснил, что для каждой авиакомпании фирма, поставившая двигатели к ее самолетам, должна будет индивидуально определить этот допустимый отрезок времени. Кроме того, летать через вулканические облака смогут лишь авиакомпании, получившие от «своих» моторостроителей специальную гарантию устойчивости двигателей к пеплу. До сих пор такую бумагу успела получить одна-единственная британская компания -- низкобюджетный перевозчик Flybe. Однако ожидается, что в ближайшее время другие авиакомпании массово последуют ее примеру. Г-н Хейнс вообще возложил на авиастроителей очень большую ответственность в деле преодоления «вулканической» угрозы, заявив: «Ответ может быть получен только от производителей самолетов и двигателей, которые установят, какую концентрацию пепла их изделия могут безопасно выдержать».
Смягчение британских авиационных норм содержания вулканических выбросов в воздухе уже имеет свою небольшую историю. Документы Международной организации гражданской авиации (ICAO), принятые задолго до апрельского кризиса этого года, просто устанавливают, что летать в содержащем пепел воздухе нельзя -- вне зависимости от концентрации. В апреле британская АГА решила, что при содержании вредного продукта до с 0,002 г/м3 летать все-таки можно. Нормы, введенные вчера, как заявил г-н Хейнс, стали результатом новых научных исследований. Другие страны Евросоюза внимательно следят за британским опытом и, возможно, последуют поданному примеру.
Между тем запреты на полеты и в апреле, и в начале этой недели навлекли на АГА волну критики со стороны авиаперевозчиков. Вили Уолш, глава крупнейшей авиакомпании страны British Airways, назвал нынешний запрет «абсолютно чрезмерной реакцией на совершенно мизерную опасность». Он призвал власти найти «лучший и более разумный» подход к проблеме. Глава ирландской компании Ryanair Майкл О'Лири назвал смешным тот факт, что власти принимают решения насчет вулканического пепла на основании «устаревших, недостоверных и умозрительных» компьютерных моделей. Еще одна культовая в авиационных кругах фигура -- президент авиакомпании Virgin Atlantic Ричард Брэнсон, узнав в прошлое воскресенье о закрытии нескольких аэропортов в Англии, наоборот, заметил: «Это уже не смешно».
Суммируя возмущение авиаперевозчиков, генеральный секретарь Международной ассоциации воздушного транспорта Джованни Бизиньяни заявил вчера: «Существующая общеевропейская система принятия решений по закрытию воздушного пространства не работает». Г-н Джованни Бизиньяни призвал усовершенствовать все стороны процесса: сбор фактических данных и их анализ, изменить процедуру принятия решений, повысить оперативность реагирования.
Известие о том, что вулканический пепел не столь опасен, как считалось, само по себе приятное, не осталось единственной хорошей новостью для путешествующих в Британии. В последний момент отменилась забастовка персонала авиакомпании British Airways, которая должна была начаться вчера и продолжаться 20 дней
(см. «Время новостей» за 18 мая). Вечером в понедельник суд запретил ее проведение, обнаружив технические нарушения в процедуре голосования членов профсоюза United по вопросу, объявлять стачку или нет. Профсоюз вчера уже заявил, что оспорит решение суда. Но его члены дисциплинированно вышли на работу. Менеджмент British Airways, уже приготовившийся к трудовому конфликту, не успел целиком перестроиться в обратную сторону. Во второстепенных аэропортах Лондона -- Сити и Гэтвик -- вчера было отменено около половины местных рейсов British Airways. Но в Хитроу -- главных воздушных воротах британской столицы (а также и всего европейского континента), откуда отправляются дальние рейсы, -- компания выполнила 90% своего обычного расписания.