|
|
N°84, 19 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Тбилиси нужно начинать диалог с Москвой»
На днях в Грузии побывали посредники от Евросоюза, ОБСЕ и ООН, занятые подготовкой намеченного на 8 июня очередного раунда женевских дискуссий по безопасности на Кавказе. Встречи в Швейцарии проходят после конфликта августа 2008 года. Предыдущие десять раундов заметных результатов не принесли, однако Женева остается единственной площадкой, где могут общаться представители Тбилиси, Сухуми, Цхинвали и Москвы. Абхазия и Южная Осетия настаивают на подписании мирных соглашений с Грузией. Москва поддерживает эту инициативу, однако Грузия готова подписывать соглашения только с Россией, а не с Абхазией и Южной Осетией, которые продолжает считать частью своей территории. О том, как обеспечить стабильность на Кавказе, «Времени новостей» рассказал директор тбилисского Международного центра по изучению конфликтов и переговорам 61-летний Георгий ХУЦИШВИЛИ.
-- В ходе дискуссий в Женеве стороны лишь однажды смогли договориться о механизмах по предотвращению инцидентов, но Южная Осетия уже вышла из этого формата. Вероятно, и следующая встреча не будет эффективной. Правительство Грузии разработало новую стратегию относительно Абхазии и Южной Осетии. В ней говорится, что надо строить отношения не только с живущими там народами, но и с властями -- в этом документе много позитивных моментов. Вскоре будет разработан план по реализации этой стратегии.
Однако в грузинской политике господствует отрицательное отношение к диалогу с Россией, что не располагает абхазов и осетин к переговорам. Когда в целом атмосфера неблагоприятна, каким бы хорошим ни был документ, к нему не будет доверия у противоположной стороны.
-- Следует ли Грузии подписывать соглашения о невозобновлении войны?
-- Грузинская сторона исходит из того, что подписание такого документа будет означать признание Абхазии и Южной Осетии субъектами международного права. Но этого можно избежать через соответствующие формулировки. Кроме этого среди подписантов обязательно должна быть Россия. Иначе дело не пойдет. Россия присутствует на этих территориях, они зависят от нее политически, экономически и в военном плане.
-- Но Москва категорически отказывается вести любые переговоры с президентом Грузии Михаилом Саакашвили и его командой...
-- Это на руку и грузинским властям. У них нет рычагов, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, поэтому в Тбилиси считают, что в таком случае ее лучше заморозить. Но долго в таком положении находиться нельзя. Абхазия и Южная Осетия отчуждаются от Грузии. Новые поколения там не имеют с Грузией культурных связей и общих традиций, они воспринимают грузин как врагов и агрессоров.
-- Что же делать?
-- Грузии необходим диалог с Россией. Первые лица не желают общаться друг с другом, но пусть они дадут сигнал нижестоящим звеньям, чтобы заработала бюрократическая машина. Можно назначить спецпредставителей. Об общем государственном пространстве между Грузией, Абхазией и Южной Осетией можно будет говорить, лишь если станет больше точек соприкосновения между народами. Грузии нужны прямые контакты с абхазами и осетинами.
-- Благоприятствует международная обстановка реализации грузинских планов?
-- У Грузии нет возможности мобилизовать международное сообщество для давления на Россию или чтобы избавить Абхазию и Южную Осетию от зависимости от Москвы. Нужно начинать диалог с Москвой. Также нужно развивать народную дипломатию с Сухуми и Цхинвали, не поднимая на данном этапе вопрос статуса.
-- Пока власти Грузии и России не общаются друг с другом, в Москву зачастили грузинские оппозиционеры...
-- Такие контакты не могут быть эффективными, ведь оппозиция не согласовывает свои действия с властями.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси