Время новостей
     N°133, 26 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.07.2002
Ремонт в кабинете
Правительство выбирает варианты реформы самого себя
Реформа кабинета министров, безусловно, один из привлекательных пиар-лозунгов в условиях надвигающейся предвыборной кампании. И как всякий лозунг, он во многом лишен содержания, кроме самых общих требований: «аппарат должен стать мобильнее, компактнее, эффективнее». Власти предержащие склоняются к тому, чтобы не гнаться за пиар-эффектами, и, судя по всему, не спешат предпринимать шаги по новому обустройству российской бюрократии и, прежде всего, структуре правительства. По той информации, которой на сегодняшний день обладает газета «Время новостей» из Кремля и Белого дома, реформы кабинета до выборов президента весной 2004 года не предвидится. Это означает, что сторонники быстрой модернизации структуры правительства (к которым относят, в частности, руководителей финансово-экономического блока кабинета) пока не сумели доказать президенту Владимиру Путину исключительную правильность своего подхода. Как сказал газете «Время новостей» высокопоставленный источник в кабинете министров, «ни у президента, ни у премьера сейчас нет ресурса радикально реформировать исполнительную власть, которая сегодня плохо ли, хорошо ли, но функционирует и приносит плоды». И пояснил, что «при любом варианте перемен новое правительство целый год будет только примеряться к своим обязанностям, а не отвечать за содеянное». В то же время, оценивая продолжающуюся борьбу политических группировок вокруг г-на Путина, источник не исключил, что вся административная реформа может закончиться просто словами «свыше»: «Собирайтесь и уходите!»

Тем не менее вчера на заседании правительства премьер-министр Михаил Касьянов, говоря о приоритетных направлениях работы на ближайшую перспективу, назвал в числе прочего административную реформу. В документе, который одобрили все члены кабинета, в итоге заложен компромисс, который, судя по всему, состоялся между сторонниками немедленных структурных преобразований исполнительной власти и более спокойного варианта реформы, когда вначале определяются функции госорганов, а потом уже -- их структура (последователями первого подхода являются главы Минфина и Минэкономразвития гг. Кудрин и Греф, второго -- премьер и руководитель аппарата кабинета министров гг. Касьянов и Шувалов). Правительство назначило исполнителем, который будет отвечать за разработку концепции административной реформы, включающей модернизацию исполнительной власти, руководителя аппарата правительства министра Игоря Шувалова. Его заместителями, по информации газеты «Время новостей», станут Герман Греф и глава Минюста Юрий Чайка. Злые языки говорят, что оба претендовали на то, чтобы возглавить соответствующую рабочую группу, но и тому и другому при негласных консультациях подкинули «черных шаров», решив, что меньшим злом будет г-н Шувалов. Правда, сторонники быстрой реформации -- высокопоставленные сотрудники МЭРТ и Минфина -- в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» все же подчеркивали, что г-н Шувалов -- «это вовсе не компромисс, а тормоз радикального переустройства кабинета».

Г-н Греф вчера на заседании правительства в очередной раз высказался за то, что модернизация органов исполнительной власти должна стать краеугольным камнем всей административной реформы. Он считает, что вновь образованные госорганы должны предоставлять комплекс услуг, который будет востребован обществом -- иными словами, покупаться и продаваться. Оценивая сегодняшнее состояние дел, глава МЭРТ привел данные оценки эффективности госуправления в России по одной из западных методик. В результате эффективность отечественного правительства дотягивает лишь до 107-го места в мире из 150 возможных, качество госрегулирования -- до 158-го из 168, а открытость и гласность -- до 102-го из 180.

Премьер согласился с г-ном Грефом в оценке неэффективности госорганов, но при этом заметил: «Нам надо менять наш менталитет. Государство -- это не госорганы, это народ. Либо мы это поймем и будем действовать соответственно, либо переходный период в экономике затянется еще на десять лет».

Вера КУЗНЕЦОВА