|
|
N°83, 18 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Братство без газа
Турция и Азербайджан отложили подписание пакетного соглашения на 20 дней
Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган по итогам переговоров в Баку много говорили о братстве и фактически ни словом не обмолвились о газе. Глава турецкого правительства приехал в столицу Азербайджана в первую очередь для подписания долгожданного пакета газовых соглашений. Однако между делом выяснилось, что стороны пока не готовы к решительному шагу, который снимет многолетние разногласия. Мероприятие перенесено на 7--8 июня, когда г-н Алиев поедет в Турцию с ответным визитом. Причины отсрочки стороны никак не комментировали и вели себя крайне несдержанно в деле восхваления крепости родственных уз между двумя народами. Но по конкретным темам сотрудничества оба лидера как будто воды в рот набрали.
О братстве говорил в основном гость, цитируя первого президента Азербайджана, отца нынешнего главы государства. «Как говорил покойный Гейдар Алиев: «Мы одна нация -- два государства», -- заявил г-н Эрдоган. -- Я не могу вам передать свое чувство радости, когда вижу в братском Азербайджане развитие и подъем. Богатство Азербайджана -- наше богатство, развитие Азербайджана -- наше развитие».
На фоне таких слов трехнедельная задержка должна показаться небольшим недоразумением, если не брать в расчет события последних месяцев в отношениях двух стран и тяжесть газовой междоусобицы. Судя по всему, именно Баку заблокировал подписание соглашения, о котором с конца апреля принято говорить как о деле решенном. Нельзя исключать, что от Турции потребовали дополнительных уступок в качестве компенсации за упорные споры в течение двух лет.
Напомним, Баку и Анкара уже длительное время не могут договориться о сотрудничестве в газовой сфере. Во-первых, с весны 2008 года Азербайджан требует привести цену газа, поставляемого в Турцию с месторождения «Шах-Дениз», к рыночному уровню (со 120 до 250--300 долл. за тысячу кубометров) и компенсировать недоплаченную сумму. Во-вторых, стороны ведут переговоры о поставках на турецкий уровень газа со второй стадии освоения «Шах-Дениза». В-третьих, г-н Алиев ждет согласия Анкары транспортировать азербайджанский газ в Европу на приемлемых условиях. Споры были горячими и безрезультатными, сдабривались громкими заявлениями вплоть до ультиматумов на высшем политическом уровне.
Но в конце апреля стороны вдруг объявили, что принципиально договорились по всему спектру вопросов. Сообщалось, что главы госкомпаний ГНКАР и Botas обратились к г-ну Эрдогану и он помог прийти к компромиссу. Детали договоренностей стороны не раскрывали, предлагая подождать до подписания. И вот теперь оно по-тихому отложено, что само собой наводит на мысли о крепости апрельского мира.
Как известно, еще одной серьезной точкой напряжения была политическая линия Анкары на экономическую и дипломатическую нормализацию отношений с Ереваном. Компромисс имени Эрдогана стал возможен только после того, как Турция заморозила процесс сближения с Арменией. Вчера турецкий премьер подчеркнул, что парламент страны «не ратифицирует протоколы о нормализации отношений с Арменией, пока не будет разрешен карабахский конфликт».
На прошлой неделе г-ну Эрдогану не удалось выторговать газовые уступки со стороны России в ходе визита российского лидера в Турцию. В частности, Botas и другие местные импортеры должны закупить в текущем году у «Газпрома» 30 млрд кубометров газа. Минимальный отбор должен составить 22,5 млрд кубометров (на 2,7 млрд кубометров больше, чем в 2009-м), иначе последуют штрафы со стороны поставщика. Однако согласно квартальной отчетности российского концерна экспорт газа в Турцию за первые три месяца 2010 года снизился на 12% (4,3 млрд кубометров). И это несмотря на достаточно холодную зиму и эффект низкой базы год назад, когда имела место остановка транзита. Такую динамку не продемонстрировала больше ни одна страна -- клиент «Газпрома». В апреле поставки составили 1,3 млрд кубометров, что также не добавляет уверенности в выполнении Турцией контрактных обязательств по итогам года.
Источник в «Газпроме» говорит, что турецкая сторона недобирает газ, который идет через «Голубой поток», ссылаясь на неготовность газораспределительной системы на территории Турции. Правда, это не является основанием для невыполнения. А это значит, что осенью нас ждет еще одна серия драматического торга по условиям выполнения взаимных обязательств Москвы и Анкары.
Алексей ГРИВАЧ