|
|
N°133, 26 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ржавая дорога в будущее
Транскорейскую магистраль надо строить заново
Вчера министр иностранных дел России Игорь Иванов отправился в азиатское турне, первым пунктом которого будет посещение двух Корей. Москва надеется вдохнуть новую жизнь в процесс урегулирования на полуострове, вновь оказавшийся на точке замерзания после недавнего вооруженного столкновения в Желтом море. В последние дни, однако, наметилась новая оттепель -- вчера Пхеньян принес официальные извинения Сеулу за инцидент, который до этого называли исключительно южнокорейской провокацией. Извинения, правда, звучат несколько двусмысленно: просим прощения, но не исключаем повторения подобных ситуаций. Одновременно Пхеньян предложил Сеулу и Токио возобновить диалог.
Для России вопрос корейского урегулирования весьма важен -- кому хочется иметь под боком тлеющий очаг войны. Но есть у предполагаемого примирения КНДР и Южной Кореи и сугубо практический аспект. Москва крайне заинтересована в том, чтобы восстановить транскорейскую железнодорожную магистраль, вот уже полвека разделенную демилитаризованной зоной, и соединить ее с Транссибом. В этом случае грузы с Дальнего Востока смогут прямиком достигать европейского рынка. Транскорейская железнодорожная магистраль от Южной Кореи до Западной Европы длиной 10 тыс. километров, по оценкам специалистов, способна существенно ускорить сроки доставки товаров. Благодаря переключению значительной части грузопотока в Европу с моря на железную дорогу Россия сможет получить до 2 млрд долларов прибыли, а само время транспортировки грузов сократится с 40 нынешних дней до 14.
Руководство российских дорог не оставляет надежды на реконструкцию восточного направления Транскорейского пути Пхенган--Вонсан--Туманган. Это позволит вывести Транссибирскую магистраль к южно-корейским портам, что, по мнению МПС, повысит привлекательность Транссиба в глазах перевозчиков.
Свою часть работ по сооружению Транскорейской магистрали Южная Корея--КНДР--Хасан длиной 920 км российские железнодорожники уже завершили. Теперь предстоит реконструировать дорогу по Северной Корее и проложить 14 км рельсов от самой южной станции Северной Кореи Пхенган до демаркационной линии. Проект реконструкции и строительства направлен в начале недели в министерство железных дорог КНДР.
В Северной Корее несколько месяцев работал экспедиционный поезд с дальневосточными специалистами, изучавшими состояние местной части дороги. По их оценкам, создавать железную дорогу в КНДР нужно фактически с нуля. Менять придется все искусственные сооружения, мосты, в том числе 70 км тоннелей. «То, что я увидел в КНДР, меня, конечно, поразило. Дороги в таком ужасном состоянии я не видел не только за границей, но и в самом удаленном российском уголке», -- рассказал газете «Время новостей» начальник дирекции по строительству МПС Леонид Марченко.
По его словам, на сохранившихся железнодорожных путях уложены рельсы разной длины, а шпал фактически нет вовсе. Вместо этого под рельсы уложены различные брусья, бревна, какие-то деревянные обломки. «Поезда как-то движутся, чаще на малых скоростях и с минимальной загрузкой, но, несмотря на это, у них высок процент схода подвижного состава», -- говорит Леонид Марченко.
Мосты в таком состоянии, что поезда при большом весе просто с них падают. В жутком состоянии туннели: многие из них засыпаны, а те, через которые можно проехать, готовы обвалиться в любой момент. Кроме того, часть тоннелей затоплена, т.к. не работают водоотводы. Отрицательно сказываются большие перепады в напряжении, часто отключается энергия, поезд может остановиться на перегоне в любое время, вне зависимости от того, пассажирский он или грузовой. В такие ситуации попадали и дальневосточники, когда спецпоезд останавливался из-за отсутствия напряжения или же тока в сети было недостаточно, чтобы двигатели тянули поезд. Комичность ситуации придавал и тот факт, что, наслушавшись историй о продовольственном кризисе в стране «идей чучхе», дальневосточники взяли с собой рефрижератор с продовольствием. Часть продуктов из-за перебоев с энергией пришлось выбросить.
Тем не менее ожидается, что первые строительные работы могут начаться уже в начале следующего года, несмотря на так и не решенные политические вопросы между Севером и Югом. МПС планирует выделить первые 5 млрд рублей на реконструкцию железной дороги в КНДР. В общем же строительство обойдется примерно в 103 млрд рублей и приведет на Транссиб значительный объем грузов.
Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск