|
|
N°83, 18 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Идет ПИЯФ
Петербургские ученые провели митинг протеста против профильного федерального министерства
В конце прошлой недели в Петербурге на площади Академика Сахарова перед библиотекой Академии наук митинговали научные сотрудники и аспиранты учреждений Российской академии наук в Петербурге и Ленинградской области. С плакатами «Госдума, верни РАН ее деньги!», «Кто не хочет кормить науку, будет кормить чужую армию!», «Власти не нужна фундаментальная наука», «Не дадим погубить Российскую академию наук -- детище Петра Великого!», «Фурсенко в отставку!» на площадь вышло около 500 человек. Митинг занял всего час, но накал страстей был высоким. Из темпераментных выступлений поднимавшихся на импровизированную трибуну можно было сделать печальный вывод -- российская наука доживает последние дни. Окончательным гвоздем в крышку гроба российской науки, по мнению большинства выступавших, стали предлагаемые министром образования и науки Андреем Фурсенко реформы образования и бюджетного финансирования этой сферы. Если реформы будут утверждены, со следующего года бюджетное финансирование школ, вузов и учреждений науки будет сокращено до катастрофического минимума.
Выступавшие говорили о тяжелой ситуации в фундаментальной науке, о прекращении финансирования научных исследований, которые составляли славу российской науки. По словам заведующего лабораторией мезонной физики Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ), доктора наук Викторина Сумачева, в институте сложилась критическая ситуация.
"У нас сейчас сокращено финансирование, нет денег на электроэнергию, поэтому выключили ускоритель, остановили реактор, нет денег на то, чтобы привести людей на работу, -- рассказал г-н Сумачев. -- Давно нет денег на новое оборудование. Например, на жидкий гелий, который нужен для проведения эксперимента, требуется 300 тыс. руб., этого хватает на три недели, плюс большое количество людей, обслуживающих ускоритель. А у нас нет ни копейки! Да, новое знание стоит дорого, но это же не наше собственное развлечение или чье-то дорогое удовольствие, это авторитет нашей страны в мировой науке".
Сотрудники этого института работают в ведущих научных учреждениях Европы, например участвуют в обеспечении работы большого адронного коллайдера. Этим летом, как рассказал старший научный сотрудник института, заместитель председателя профсоюза Владимир Медведев, ПИЯФ должен принять в Гатчине участников первой международной конференции по результатам работы коллайдера. "А мы не можем принять людей, ведущих мировых специалистов -- у нас рушатся стены, у нас не было ремонта не одно десятилетие, -- возмущался г-н Медведев. -- С блестящими результатами, которые получены в том числе и с участием наших ученых, к нам приедут ведущие ученые со всего мира и окажутся в разрушенном пространстве нашего института. Премьер (Владимир Путин. -- Ред.) говорит: мы будем финансировать не вывески, а проекты. Но проекты легче «распилить», а вот такую «вывеску», как наша, попробуйте сначала заработать! Наши результаты поступают в мировую копилку данных, мы работаем на весь мир, а в нашей стране мы, получается, никому не нужны".
По мнению старшего научного сотрудника Института физиологии им. Павлова Виктора Майорова, российскую науку довели до убогого состояния. Наши ученые-физиологи уже фактически не могут сравнивать свои исследования с исследованиями зарубежных коллег, поскольку у российских исследователей нет ни современного оборудования, ни достаточного количества реактивов. «Мы значительно отстали от всего мира, может, уже на полвека отстаем, -- считает Виктор Майоров. -- Я читаю рефераты, материалы исследований, диссертации, и это отставание очень заметно».
Многие выступавшие на митинге отмечали, что в науку не идет молодежь. "Как может аспирант прожить на стипендию в полторы тысячи рублей? -- возмущался Виктор Абалакин, член-корреспондент РАН, ведущий сотрудник Пулковской обсерватории. -- Он должен заниматься наукой, а власть вынуждает ученых бегать по заработкам. Нынешняя власть, по-моему, просто не понимает, зачем нужна фундаментальная наука, которая не приносит сиюминутной отдачи".
Как подчеркнул заведующий лабораторией Института высокомолекулярных соединений РАН Александр Филиппов, ученые собрались на площади Академика Сахарова «не для того, чтобы просить денег на зарплаты себе любимым». «Мы требуем прекратить развал фундаментальной науки», -- заявил он. По мнению ученого, в результате сокращения финансирования по «второстепенным» статьям некоторые учреждения вынуждены прекратить работу, потому что им отключат воду и электричество за неуплату. Однако, как считает член Союза санкт-петербургских ученых Иосиф Абрамсон, защиты требует не только фундаментальная, но и прикладная наука. «Власть не только уничтожает фундаментальную науку, она уже уничтожила прикладную», -- подчеркнул он и рассказал, что вместо научного учреждения при одном из петербургских заводов сегодня открыто производство пельменей.
По итогам митинга его участники приняли резолюцию, которую они направят в правительство России. Авторы резолюции требуют максимально использовать научный потенциал РАН при разработке насущных вопросов научно-технического, государственного и общественного строительства в Российской Федерации, обеспечить безусловное исполнение поручения президента по поддержке фундаментальной науки, не допустить распродажи находящихся в ведении РАН земель и закрытия объектов социально-культурной сферы. Главное, по мнению ученых, -- это способ решения кадровой проблемы в академической науке, что невозможно без выделения серьезных средств на новые бюджетные ставки для молодых ученых, на повышение ежемесячных стипендий аспирантов хотя бы до 8,5 тыс. рублей.
По мнению участников митинга, нужно прекратить необоснованные нападки на Академию наук со стороны государственных чиновников, но это возможно лишь при условии отстранения от должности министра науки и образования Андрея Фурсенко. Резолюция была принята единогласно, митинг в Петербурге стал первым в списке подобных акций по всей России.
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург