|
|
N°83, 18 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мы прямо идем в исторический тупик"
В России готовится законодательная база для "министерства инноваций"
Россия попала в несколько замкнутых кругов, угрожающих сделать непреодолимым ее технологическое отставание. Наука не может развиваться в условиях технически отсталой экономики. Технологическое обновление невозможно без внедрения инновационных разработок. Ожидать притока инвестиций в исследовательский сектор бессмысленно на траектории спада экономики. В итоге все модернизационные надежды участников организованной Российской экономической академией (РЭА) имени Г.В. Плеханова конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития» оказались связаны исключительно с государством. Власть готова откликнуться на такой социальный заказ вполне традиционным способом -- созданием ответственной за инновации государственной структуры.
Россия может избрать одну из трех моделей инновационного развития, полагает ректор РЭА Виктор Гришин: «Это может быть попытка войти в новую мировую экономическую формацию одновременно с развитыми странами с форсированием развития всех сфер жизни общества. Можно выбрать более прагматичную модель догоняющего развития без тяжелых потрясений и ломки сложившейся системы. Или комбинированную схему, включающую в себя ускоренное развитие потенциально конкурентоспособных отраслей: космической, ВПК, атомной с постепенным становлением остальных секторов экономики».
Главное, что прежняя экономическая модель, господствовавшая в мире и основанная на высоких ценах, высоких затратах и виртуальных деньгах финансового сектора, вместе с кризисом уходит в прошлое. Основой новой модели рыночной экономики должен стать инновационный путь развития, связанный с информатизацией, компьютеризацией, экологизацией.
Между тем российский бизнес тратить на это деньги не хочет. «В России только около 10% предприятий, а в обрабатывающих отраслях 1% занимается какой-то новационной деятельностью. В то время как в развитых странах этот показатель доходит до 70%, -- сокрушается ректор РЭА. -- В России используется только 8--10% инновационных идей и проектов против 60% в США и 95% в Японии. В итоге всеми инновационными предприятиями у нас производится только 2% ВВП».
Фактически Россия попала в ловушку: наука не может существовать в условиях отсталого промышленного сектора, а технологическая перестройка невозможна без спроса отечественных предприятий на инновационную продукцию. Причину г-н Гришин видит в том, что для интеграции науки и бизнеса в стране не создано соответствующего экономического климата. «Бюджетная, налоговая, инвестиционная, таможенная политика государства не способствуют внедрению нововведений», -- таким образом представитель науки забросил мяч на законодательное поле.
В качестве примера законодательных препон профессор Гришин привел недавно принятый закон, разрешающий создание хозяйственных предприятий при вузах по упрощенной схеме. Он был призван на основе образовательных учреждений создать площадку для внедрения инновационных разработок в производство. «Задумка хорошая, но в практическом плане результаты небольшие, -- отметил ректор РЭА. -- Для сдачи помещений в аренду таким предприятиям надо обратиться в «Росимущество», которое организует конкурс. Скорее всего такой конкурс выиграет какая-нибудь торговая, а не инновационная организация».
«При сохранении нынешней модели развития общества, в первую очередь экономики, мы не имеем исторических перспектив, -- весьма неожиданно критично заявил первый вице-спикер Госдумы единоросс Олег Морозов. -- Нам грозит нарастающее технологическое отставание. Россия остается страной с преимущественно сырьевой моделью развития. При сохранении этих тенденций мы прямо идем в исторический тупик».
Для того чтобы «не оказаться на исторической обочине», один из лидеров «Единой России» предложил для России особый, четвертый путь: «спрямляющую модель социально-экономического развития». По ней, например, преимуществом нашей страны может оказаться отсутствие медицины высокого уровня, так как в ближайшее время благодаря новейшим разработкам биотехнологов на смену нынешней традиционной системе здравоохранения придет медицина совершенно другого уровня. Г-н Морозов полагает, что новая медицина кардинально упростит диагностику заболеваний и их лечение, сделает ненужным такое количество больниц, большинство применяемых лекарств и фармацевтических предприятий. И в результате все выделяемые сейчас президентом США Бараком Обамой сотни миллиардов долларов на развитие медицины окажутся потраченными бессмысленно.
Первый вице-спикер Госдумы не стал пропускать мимо ушей упреки ректора РЭА в некачественном законотворчестве. «Мы не всегда отчетливо слышим от науки и бизнеса, какой должна быть новая законодательная система. Мы с большой надеждой смотрим на наше экспертное сообщество, чтобы оно помогло совместными усилиями дать ответ, как должна выглядеть российская инновационная стратегия», -- заверил г-н Морозов.
Но тут же выяснилось, что даже без этих советов и рекомендаций депутаты разработали рамочный федеральный закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в России», призванный, по словам заместителя председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Вячеслава Осипова, «заложить законодательную основу по инновационному развитию нашей страны». В ближайшее время законопроект будет официально внесен в Госдуму, и, как надеются в комитете, до конца года его обязательно примут.
Основной акцент предполагается сделать на поддержке государством юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность или оказывающих подобным организациям непосредственное содействие. Поддержка предусматривается «с момента создания инновации и до момента выпуска инновационной продукции».
В подготовленном депутатами законопроекте предусматривается создание федерального инновационного фонда России с региональными отделениями. «Такой подход позволяет установить адресность государственной поддержки, придать определенность регулируемым отношениям, опираясь на такие четкие нормативные понятия, как инновации, инновационная деятельность, инновационная продукция», -- заверил г-н Осипов.
Однако с ясностью понятия инновации согласны не все. В конце прошлой недели в думском комитете по науке и наукоемким технологиям состоялось очередное обсуждение разработанного депутатами законопроекта. Как рассказали «Времени новостей» в комитете, решено «не давать лобовое определение инноваций в законопроекте». «Определения инноваций нет ни в одном международном документе. Поэтому было решено в законе обходить это понятие, заменив его такими определениями, как «результат инновационной деятельности (РИД)», «внедрение РИД», «реализация инновационной продукции», -- пояснил источник «Времени новостей». «Быть осторожнее с этим термином» депутатам порекомендовал Минфин.
«Когда начинают говорить об инновациях, то хочется утопиться», -- заявил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН академик Виктор Ивантер. («Это было бы экологическим преступлением», -- отреагировал один из участников конференции, сидящий в зале.) «Самое важное и трудное -- организовать спрос на инновации. На траектории экономического спада частных инвестиций не бывает. Соответственно, только государство может быть финансовым источником для них. Главными двигателями развития, экономического роста должны стать госинвестиции в инфраструктуру и жилье, -- советует академик. -- Но для начала надо хотя бы не сокращать расходы на науку».
Надеясь только на государство, г-н Ивантер далеко не однозначно оценивает менеджерские способности чиновничества. «Мы вполне благополучно вышли из кризиса. Власть за 2009 год никаких существенных безобразий не произвела, как бы мы ее ни ругали («А кто ее ругает?» -- удивились в зале). А в том, что мы в него вообще влипли, виноват наш бизнес, который ориентирован на внешний спрос, -- полагает академик. -- Между тем наша главная проблема заключается в том, что мы не производим нужного стране количества продовольствия». И все-таки он уверен, что при всех проблемах Россия имела шансы закончить год в худшем случае с нулевым ростом ВВП, без падения, если бы «все антикризисные меры правительства не реализовывались так страшно медленно».
О необходимости отхода от сырьевой зависимости в своем приветствии участникам конференции заявил генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. По его мнению, возглавляемая им структура является одной из самых инновационных компаний страны. Из входящих в ее состав 526 предприятий, 260 -- это научно-исследовательские институты, конструкторские бюро или промышленные предприятия, имеющие аналогичные структурные подразделения. Укреплять свой инновационный потенциал «Ростехнологии» намерены за счет создания совместных предприятий с ведущими зарубежными компаниями для производства на территории России продукции мирового уровня. Уже подписано 14 таких соглашений.
На то, что он тоже не чужд инновационности, все чаще намекает и нефтегазовый сектор. На этот раз вице-президент «ВР Россия» Дэвид Кук рекомендовал России не забывать об инновационном обновлении своего сырьевого сектора. По его словам, ориентация нашей страны на добычу сырьевых ресурсов является традиционной. «Россия и в будущем будет оставаться очень важным игроком мировой экономики как страна, имеющая высокий уровень развития ресурсного сектора», -- убежден высокопоставленный менеджер. Присутствующих он успокоил тем, что и сырьевой сектор может стать катализатором инновационного обновления экономики России. Более того, он уверен, что зависимость нашего ВВП от цены на нефть не дает стране других вариантов.
Но для инноваторов из нефтегазового сектора должны быть созданы условия, при которых они могли бы получать экономическую отдачу от своих инвестиций в научно-технические разработки. Существующий же в России фискальный режим, по мнению г-на Кука, не позволяет проводить инвестиции в новые проекты даже в периоды высоких мировых цен на углеводороды.
Между тем нефтегазодобывающие отрасли во всем мире находятся на пике технологической модернизации, предупредил г-н Кук, напомнив про новые технологии добычи углеводородного сырья, коренным образом меняющие ситуацию на мировых рынках. Из его слов можно было сделать вывод, что увлечение диверсификацией экономики грозит России технологическим отставанием и в тех секторах, где она сейчас имеет неоспоримые преимущества.
Андрей СУСАРОВ