Время новостей
     N°82, 17 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.05.2010
Суперлайнер станет безубыточным
Сильный доллар помогает европейскому авиастроению
Программа разработки и производства лайнера А380 при благоприятном стечении обстоятельств станет безубыточной через пять лет. Об этом заявил в пятницу финансовый директор EADS Ханс Петер Ринг, представляя результаты деятельности европейского авиакосмического холдинга в первом квартале 2010 года. Убытки, связанные с программой А380, в немалой степени способствовали тому, что прибыль EADS уменьшилась на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Чистая прибыль концерна с января по март упала до 103 млн евро со 170 млн евро годом ранее, а доход сократился на 6%, составив 9 млрд евро.

EADS контролирует едва ли не все ведущие европейские компании в разных сферах авиастроения и освоения космического пространства, в том числе Eurocopter (вертолеты), международную программу создания истребителя Eurofighter Typhoon и Astrium (спутники). Наибольшее влияние на финансовое состояние холдинга оказывает концерн Airbus -- «дочка», занимающаяся гражданскими самолетами, в частности, созданием самого большого лайнера А380. Как известно, из-за технических проблем при проектировании начало поставок машин на рынок, намеченное на 2005 год, фактически было перенесено на два года. Затем программа, как, впрочем, и все мировое авиастроение, пострадала от резко сократившегося спроса на новые самолеты, спровоцированного падением мировых авиаперевозок в 2008--2009 годах.

Программа А380 «будет по-прежнему серьезно отягощать» баланс EADS в 2010 году, говорится в заявлении компании. Вместе с тем г-н Ринг позволил себе, хотя и в осторожных выражениях, сообщить, что ему уже очевидно, когда закончатся финансовые проблемы с А380. EADS планирует свои действия на пять лет вперед. «Определенно можно надеяться, что к концу этого планового периода мы приблизимся к безубыточности (программы А380. -- Ред.)», -- сказал г-н Ринг, отметив, что эта оценка -- лишь «экстраполяция существующих тенденций», а не обязательство EADS.

Тем не менее до сих пор руководители EADS и Airbus избегали вообще какой-либо конкретики относительно финансовых перспектив А380. В прошлом году маркетинговый директор программы Ришар Каркэлле на вопрос «Времени новостей» о том, сколько суперлайнеров надо продать, чтобы «вывести программу в ноль», ответил: «Мы больше не комментируем этот показатель и, думаю, правильно делаем, потому что он зависит от множества факторов -- обменных курсов валют, текущей рыночной ситуации».

Как раз изменением тренда на валютном рынке, а именно укреплением доллара по отношению к евро, в немалой степени объясняется нынешний всплеск оптимизма руководителей EADS. Львиную долю расходов EADS несет в евро, а основной объем контрактов заключается в долларах. «EADS приобретет выгоду в средне- и долгосрочной перспективе, если курс доллара сохранит нынешнюю тенденцию», -- заявил в пятницу президент EADS Луи Галуа. Г-н Ринг также отметил, что укрепление доллара «позитивно воздействует на всю ситуацию».

Впрочем, одной из второстепенных причин скромных финансовых достижений EADS в первом квартале 2010 года стала предпринятая холдингом программа хеджирования валютных рисков. Разработанная с прицелом на дальнейшее удешевление доллара по отношению к евро, она должна была минимизировать ущерб такого развития событий. После того как ситуация развернулась в противоположную сторону, программа «сгладила» позитивный эффект, который EADS получила от сильного доллара.

Михаил КУКУШКИН