Горьковский автозавод сегодня останавливает производство легковых автомобилей на десять дней. В руководстве ГАЗа сначала официально объяснили причины остановки весьма обтекаемо: «В связи с изменившейся конъюнктурой рынка». Однако затем все же уточнили, что остановка конвейера вызвана «беспрецедентно большим количеством ввезенных подержанных иномарок».
«Конечно, остановка связана с ввезенными иномарками, -- заявила корреспонденту газеты «Время новостей» руководитель пресс-службы ГАЗа Инна Петрова. -- В этом году их ввезено на 45% больше, чем в прошлом году за этот же период. За шесть месяцев 2001 года было ввезено 195 тысяч легковых автомобилей, за шесть месяцев 2002 года -- почти 284 тысячи».
Резкое наполнение российского авторынка ввозными иномарками, по словам дилеров ГАЗа, за три последних месяца снизило объемы продаж легковых
автомобилей «ГАЗ» ровно в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако, по словам менеджера одной из фирм-дилеров, цены на автомобили продавцы снижать не собираются. «Мы и так несем большие убытки», -- заметил собеседник. А через несколько дней, 1 августа, уточнил он, ГАЗ повышает цену на свою продукцию на 2%.
Для самих дилеров решение руководства ГАЗа было неожиданным. Источник в дилерской фирме пожаловался, что руководство ГАЗа не согласовывает со своими партнерами программу собственных действий. «Нас не предупреждали об остановке конвейера», -- сказал он.
Тем не менее дилеры согласны, что решение об остановке -- единственно верное в сложившейся ситуации, хотя, говоря об этом, применяют не слишком оптимистичные характеристики продукции: «Зачем производить новое железо, если старое никто не покупает». Запаса автомобилей, которые нужно реализовать за время остановки, считают продавцы, хватит, чтобы «остановка конвейера прошла незамеченной».
Но кроме наплыва подержанных иномарок у Горьковского автозавода есть и другая причина для остановки -- повышение отпускных цен на металл. Сталь для предприятия поставляют сейчас Магнитогорский меткомбинат, НЛМК и «Северсталь». Это повышение (на 20--22%) на ГАЗе назвали «агрессивной политикой». Теперь руководство автогиганта активно ищет четвертого (зарубежного) партнера. По словам представителя пресс-службы, «процесс поиска идет, но четких решений в настоящее время нет». Объясняя мотивы повышения цен, руководство ГАЗа упомянуло также увеличение железнодорожных тарифов и резкое повышение стоимости бензина.
Время простоя конвейера на автозаводе будет использоваться для работ по реорганизации производства легковых и грузовых автомобилей (подготовка к выделению прессово-рамного подразделения в отдельное производство). На легковом конвейере за это время будет произведен профилактический ремонт, в первую очередь окрасочного комплекса HADEN. Работникам, занятым изготовлением легковых автомобилей, предоставлена возможность ухода в очередной отпуск в летний период с сохранением оплаты из расчета 2/3 тарифа.
Комментируя ситуацию, президент общества Николай Пугин отметил, что, несмотря на внеплановую остановку сборочного конвейера, завод выполнит годовой бизнес-план по выпуску 80 тыс. автомобилей в год, утвержденный советом директоров.