Время новостей
     N°82, 17 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.05.2010
Экономная модернизация
Владимир Путин определил задачи правительства на ближайшие годы
В пятницу в Белом доме состоялась совместная коллегия Министерства экономического развития и Министерства финансов об итогах деятельности за 2009 год. Столь позднюю дату для подведения итогов деятельности обосновали «техническим переносом». А вот почему министерства решили провести итоговое мероприятие одно на двоих, объяснять не стали. Возможно, ведомства объединил кризис, а точнее, борьба с ним. Можно отметить, что обычно итоговые расширенные коллегии имеют отчетный характер, а также служат для обмена опытом территориальных и подведомственных структур, но пятничное мероприятие явно несло гораздо большую смысловую нагрузку. Все три основных доклада -- главы правительства Владимира Путина и руководителей отчитывающихся ведомств Алексея Кудрина и Эльвиры Набиуллиной -- были не просто разными стилистически, но и полностью отражали место как докладчиков, так и подчиненных им структур в архитектуре российской исполнительной власти.

Открывавший заседание премьер-министр направлял подчиненных. Лейтмотивом его выступления стало убеждение присутствующих, что политика, избранная на период кризиса, а также меры по модернизации экономики -- пенсионная реформа, реформа бюджетных учреждений -- не просто оправданны, но единственно верны и необходимы.

«Мы должны сформировать современную конкурентоспособную модель национальной экономики, в основе которой будут находиться знания, инновации, высокие технологии. Нам нужны новые стандарты качества жизни граждан России, рост личных доходов, гарантированный доступ к услугам образования, здравоохранения, развитие массового жилищного строительства», -- не столько убеждал, сколько напоминал премьер.

Глава правительства признал, что мировой экономический кризис несколько скорректировал глобальную повестку: «Мы были вынуждены перераспределить ресурсы. И часть средств, которую можно было бы использовать для решения задач модернизационной повестки дня, пошла на другие -- на антикризисные цели». В заключительном слове Владимир Путин дал понять, что это решение далось правительству непросто, но жалеть здесь не о чем.

Председатель кабинета министров сначала озвучил кратко и среднесрочные конкретные задачи, ведущая роль в решении которых будет принадлежать как раз Минфину и МЭРу. Это подавление инфляции («В январе-апреле текущего года инфляция в России составила 3,5% -- это самый низкий показатель с 1991 года. Однако нам нужны более амбициозные планы по снижению инфляции. Причем инфляция должна оставаться на низком уровне не только за счет сокращения спроса, а прежде всего за счет последовательной реализации мер правительства», -- был самокритичен премьер), последовательное снижение, а в перспективе обнуление дефицита бюджета.

Отметив необходимость сбалансированной бюджетной политики, премьер упомянул одну из ключевых тем в последнее время -- переход к новой программно-целевой структуре бюджета, согласно которой в основу деятельности правительства будут положены государственные программы. «Прошу Минэкономразвития и Минфин ускорить подготовку нормативной базы, определяющей принципы разработки долгосрочных государственных программ», -- напомнил г-н Путин. При этом следует отметить, что подготовка документов затягивается главным образом из-за отсутствия единого понятия госпрограмм.

Премьер выдвинул семь тезисов, реализация которых должна способствовать переходу российской экономики на новый уровень. Тезисы уже не раз озвучивались в других выступлениях и других формулировках, что не отменяет их важности. (К слову, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, который получил слово чуть позже, признал их полностью адекватными моменту и поставленным целям, пожелав правительству только упорства и последовательности в их осуществлении).

Владимир Путин говорил о необходимости оказания государственной помощи на всех уровнях только «в обмен на реалистичную программу развития с последующим, разумеется, контролем за ее исполнением». Важность инноваций, а особенно их воплощения в реальные объекты интеллектуальной собственности, улучшение предпринимательского климата в стране, становление финансовых рынков, соответствующих мировым стандартам, более активная работа в рамках Таможенного союза, система поддержки экспорта, работа госкорпораций -- все это уже находится в фокусе внимания правительства.

Алексей Кудрин, получив слово, использовал возможность для выступления с лекцией на тему кризиса в целом. Министр финансов не заглядывал в бумажки -- все формулировки уже давно отточены и почти неизменны, лишь в определенных местах вице-премьер подставлял свежие статистические данные.

«Мы в этом году почувствуем эффект от очень низкого уровня, который мы получили в прошлом году. Но поддерживать высокие темпы роста будет сложно. Здесь мы очень сильно похожи на мировую экономику», -- кажется, эта мысль успокаивает российского министра финансов. Г-н Кудрин не раз сравнил нашу страну с уменьшенной моделью мировой экономики, изредка находя отличия -- в нашу пользу. Глава Минфина оперировал самыми разнообразными данными -- от цен на недвижимость в Пекине до уровня госдолга европейских стран и инфляции в Индии, каждый раз поразительным образом сводя все к главной мысли -- нам с кризисом еще бороться и бороться, а деньги экономить и экономить.

Министр финансов выполнил пожелание председателя правительства и рассказал, при каких условиях, прежде всего ценах на нефть, у нас возможен сбалансированный бюджет: «Самым мягким ограничителем считаю 70 долл. за баррель. Это означает, что при 70 долл. в следующем году мы будем иметь дефицит 4% ВВП (в будущем году. -- Ред.), как мы сегодня планируем».

Выступавшая следом глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина также большей частью излагала известные истины, в основном закрепляя за своим министерством сферу ответственности. Это стоит признать тактически правильным: во-первых, полномочия ведомства в последнее время значительно сузились, и, чтобы не исчезнуть совсем с карты управленческих структур, надо напоминать о своих обязанностях. Во-вторых, одновременно нужно постоянно давать понять, что за некоторые вещи МЭР как раз и не несет никакой ответственности. Глава министерства выделила следующие направления работы: энергоэффективность, работа с системообразующими предприятиями, поддержка малого бизнеса, электронные госуслуги, формирование и функционирование Таможенного союза.

Перед уходом Владимир Путин (премьер спешил на встречу с бразильским президентом и последующее заседание президиума правительства) еще раз закрепил основную мысль -- мы все делаем правильно. «Я не жалею о тех средствах, которые мы с вами истратили в период кризиса. Потому что сохранить социальную стабильность, политическую стабильность, показать гражданам, что мы делаем все для того, чтобы поддержать их уровень дохода, -- крайне важно! Потому что другая ситуация ведет к тому, что мы сейчас в Греции видим. Социальная нестабильность и политическая нестабильность резко ограничивают возможность проведения здоровой макроэкономической, да и вообще любой экономической политики», -- подвел черту премьер.

Юлия МИРОНОВА