Время новостей
     N°81, 14 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.05.2010
Агент 2.0
Россиянин пересылал Пентагону через Интернет секретные карты Генштаба
Вчера стали известны некоторые подробности очередного шпионского скандала. Мосгорсуд приговорил к четырем годам колонии строгого режима российского гражданина Геннадия Сипачева, обвиняемого в государственной измене в форме шпионажа. Сипачев собирал, хранил, а затем передавал через Интернет секретные топографические карты Генштаба Вооруженных сил России разведке Пентагона. Американские военные формально могли использовать эти карты для корректировки систем наведения крылатых ракет для повышения точности поражения целей на территории России.

Разведывательное управление министерства обороны США (РУМО), на которое и работал Сипачев, действовало под прикрытием организации East view cartography. Эта фирма с весьма разветвленной структурой занимается сбором и продажей информации, в том числе топографической и геопространственной.

Остается неизвестным, в каких структурах работал до ареста г-н Сипачев. Как рассказал «Времени новостей» бывший начальник 29-го НИИ Минобороны России генерал-майор Валерий Елюшкин, человек по фамилии Сипачев в среде военных топографов фигура неизвестная. К тому же судил его гражданский суд.

Другое мнение у полковника запаса Игоря Коротченко, члена общественного совета при Министерстве обороны России, главного редактора журнала «Национальная оборона». «Сегодня значительное количество офицеров в рамках придания вооруженным силам нового облика вынужденно увольняются из вооруженных сил, -- сказал он «Времени новостей». -- Некоторые из них вполне могут пытаться в инициативном порядке вступить в контакт с представителями иностранных резидентур и предложить на продажу военные и государственные секреты. К секретным топокартам имеет доступ практически любой штабной офицер и даже служащий российской армии, поскольку снабжение ими воинских частей происходит в централизованном порядке».

В среде топографов существует понятие «серые карты» -- они вначале были украдены, а потом легализованы в процессе выполнения какой-то работы. Воруют же по банальной схеме. Ее обрисовал "Времени новостей" генерал Елюшкин. Человек, представляющий коммерческую структуру, зарегистрированную и имеющую лицензию ФСБ, мог обратиться с письмом в «Роскартографию», оттуда ему дают секретную информацию на секретном диске, который затем ставится на обычный компьютер, и карта "пошла гулять». В итоге, например, карты Северного Кавказа оказываются у сепаратистов и бандформирований.

В сообщениях информагентств о судебном процессе над Сипачевым идет речь о секретных картах. Это вполне объяснимо: в России просто нет карт, которые назывались бы продукцией гражданской «Роскартографии» -- на всех картах крупно обозначено «Генеральный штаб». Именно он заказчик и законодатель всех топокарт. Сегодня карты масштаба 1:100 000 (в 1 см 1 км) выпускаются под грифом ДСП -- для служебного пользования. Не говоря уже о более подробных, крупномасштабных. Хотя в стране сегодня устойчивая тенденция к понижению секретности топокарт. Часто на старых картах написано «Секретно», хотя на деле они уже не имеют грифа «Секретно».

Разведки других государств, уверен Валерий Елюшкин, сегодня интересуют матрицы рельефа. В базах данных эти сведения есть. А влезть в эти базы очень просто человеку, работающему в организации, оперирующей картами. Американцы же охотно покупают такого рода продукцию, поскольку даже у них до сих пор нет карт на всю российскую территорию. Для этого нужно примерно полмиллиона номенклатурных листов масштаба 1:50 000 (20 на 20 км). Иметь такое число карт в электронной форме, конечно, легче, чем на бумаге, но ведь нужно еще всю информацию собрать. Это трудоемкий процесс. Так что попытки заполучить геопространственную информацию у иностранных разведок еще будут.

Завершившийся процесс интересен тем, что во время следствия впервые в России во время рассмотрения шпионского дела была заключена "сделка с правосудием" -- досудебное соглашение, по которому Сипачев оказал «активное содействие следствию в раскрытии и расследовании преступления, а также выявлении деятельности других лиц». Потому и было назначено более мягкое наказание. Вполне возможно, считает Игорь Коротченко, благодаря этому обстоятельству участятся звонки по телефону доверия ФСБ от лиц, завербованных иностранными разведками, но решившими выйти из игры.

К слову, несколько месяцев назад в воинской картографической части в Москве, где хранятся картографические фонды всей топографической службы Генштаба, проходила целая операция контрразведки. Перекрывали улицу, устраивали засады -- ловили похитителей карт. Так что, возможно, скоро следует ожидать новых судебных процессов.

Николай ПОРОСКОВ