Отношение к Китаю на Западе меняется. Как полагает английский историк Перри Андерсон, ныне «синофобия» уступает место «синомании». В доказательство он ссылается, в частности, на книгу Мартина Жака «Когда Китай будет править миром»
(см. «Время новостей» от 30 сентября 2009 года).
Однако стихийное или управляемое чуждыми силами формирование зарубежных представлений о Китае не удовлетворяет китайских идеологов, ответственных за презентацию образа страны широкой публике. Поэтому всемирно известному футурологу Джону Найсбиту, которому в январе исполнился 81 год, было поручено создать книгу, отвечавшую их требованиям.
Популярность американскому аналитику в 1980-е принесла его книга «Мегатренды», в которой были предсказаны некоторые тенденции нынешнего глобального развития. Книга в течение двух лет возглавляла список мировых бестселлеров. В Китае она разошлась в пиратских копиях общим тиражом свыше 20 млн экземпляров.
Идея создания нового произведения, посвященного Китаю, по словам самого автора, принадлежит прежнему государственному и партийному лидеру Цзян Цзэминю, стоявшему у руля власти до 2002 года. В 1996-м в беседе с Найсбитом тот признал, что по эффективности пропаганды Пекин значительно уступает Тайваню. А через десятилетие в ответ на очередное обращение к нему китайских властей Найсбит выразил готовность восполнить этот недостаток.
Институт своего времениВ 2006 году в КНР при Тяньцзиньском финансово-экономическом университете был создан Институт исследования Китая имени Найсбита. Из числа студентов университета отобрали 28 помощников, чтобы те ежедневно просматривали более сотни китайских газет, делали вырезки и переводили их для ученого на английский язык. В работе по обобщению материалов участвовали также три китайских эксперта и супруга Найсбита -- Дорис. После трехлетней напряженной работы авторы убедились, что в Поднебесной удалось создать новый общественный, экономический и политический строй, обладающий многими достоинствами, которых недостает современному западному миру и которые должны обеспечить Китаю лидерство в мире.
Книга «Мегатренды Китая. Восемь столпов нового общества» вышла в свет осенью 2009 года на китайском языке одновременно в материковом Китае и на Тайване. Спустя некоторое время она появилась в Австрии на родном для Дорис немецком языке и только в январе 2010-го -- в США на английском. Такой беспрецедентный порядок издания книги иностранного автора заставил задуматься о том, на каком языке был создан оригинал работы.
В Китае книга встретила неоднозначный прием. С одной стороны, были интервью с автором в провинциальных СМИ, фотографии на память с руководителями информационных департаментов китайского правительства, включение книги в список десяти бестселлеров года. С другой -- прохладные или неодобрительные отзывы в Интернете.
Многие из тех китайцев, кто был знаком с трудом Найсбита 17-летней давности, ожидали столь же значимых прозрений применительно к собственной стране. Ознакомление с новой работой вызвало разочарование. Читателям показалась сомнительной фактическая основа книги. Их раздражали узость взгляда, безоговорочное согласие с официальной трактовкой событий, неспособность разобраться во все более усложняющейся жизни современного Китая.
На Западе немногочисленные отклики носят по преимуществу негативный характер. Марк Клиффорд в журнале «Тайм» называет книгу «трусливой», «раболепствующей», «малоинформативной» и «упрощенной». Главный редактор журнала «Фьючерист» Патрик Такер предположил, что американских читателей поразит угодливый тон авторов по отношению к китайскому руководству.
Демократия по вертикалиСупруги Найсбит взяли на себя нелегкую задачу определить конструкцию, на которой зиждется создаваемое в Китае новое общество. Упомянутый ими на первом месте тезис об «освобождении мышления от сковывающих его догматов» актуален главным образом для экономики. Отказ от некоторых наиболее одиозных маоистских догм открыл три десятилетия назад дорогу реформам и открытости Китая внешнему миру, обеспечившим экономический рост. Но в политике и идеологии многие догматы остаются нетронутыми.
Второй и, по-видимому, главный столп -- «вертикальная демократия», основанная на «соблюдении баланса между движениями сверху вниз и снизу вверх». Предполагается, что китайская «вертикальная демократия» успешно противостоит демократии горизонтальной, свойственной Западу.
Но если «вертикальная демократия» так хороша, то почему она не в состоянии хотя бы частично сократить масштабы коррупции -- главной, согласно многим опросам, угрозы социальной стабильности в Китае? Почему возникают и множатся массовые акции протеста? Если «слабые социальные группы» -- городские безработные, лишенные земельных наделов крестьяне, жители домов, сносимых при строительстве дорог, население экологически неблагополучных районов -- действительно располагают законными способами защиты своих интересов, то зачем им отказываться от относительно мирных способов протеста и переходить к жестким противоправным акциям?
Утверждение Найсбита о том, что в Китае «формулируемая государством политика стимулирует индивидуальный вклад и разнообразие», справедливо лишь отчасти. Конечно, рыночная экономика предоставляет значительно более широкий простор для частной и индивидуальной инициативы, чем прежний тоталитарный строй. Однако творческое разнообразие и созидание в ряде иных сфер существенно ограничены.
Постепенность преобразований, обозначаемая как «переход через реку, нащупывая камни под ногами», имеет отношение скорее к тактике проведения реформ, чем к их целям и ценностям. Несомненно, она значительно более гуманна по отношению к тем, кого затрагивают реформы, чем «шоковая терапия» и разовая повальная приватизация. Однако трудно понять, каким образом эта тактика позволяет «заботиться о следующих поколениях». Ведь в реальности будущее в этом случае мало принимается в расчет. Установка на максимальную скорость экономического роста в Китае не слишком отягощена заботой о рачительном использовании ресурсов и сохранении окружающей среды. Это относится и к демографической политике, чреватой в недалекой перспективе старением общества и дисбалансом полов.
Гармония и единениеОставшиеся четыре «столпа» китайского общества в изложении американского эксперта относятся скорее к сфере прекрасных душевных порывов, чем к суровой действительности. Формулировка «широкое привлечение художественной и интеллектуальной интеллигенции для духовного формирования гармоничного общества» в его книге звучит ничуть не лучше и не хуже, чем «десять тысяч лет счастья после трех лет упорного труда», обещанные китайскими партийными пропагандистами в конце 1950-х в период «большого скачка» и массового создания народных коммун.
Многообещающе выглядит и «единение с миром, обретение Китаем новой политической роли в глобальном сообществе, соразмерной с его ролью в экономике». Пекин действительно ставит перед собой такую цель. Но для ее достижения ему придется выдержать жесточайшую борьбу за мировое первенство -- как в экономике, так и в политике. Соперничество разворачивается на наших глазах, несомненно, оно лишь обострится в будущем.
Крайне привлекательны лозунги «сочетание свободы со справедливостью, баланс экономически возможного с социально желательным». Жаль, что на деле эти цели оказываются трудно совместимыми. Чаще всего приходится выбирать одно из двух, и тогда социальную справедливость обычно приносят в жертву экономической эффективности, а свободу -- политической целесообразности.
Последний лозунг для китайского будущего звучит особенно торжественно и празднично: «От олимпийских медалей к Нобелевским премиям, от глобальной фабрики к инновационной нации». Здесь добавить нечего. Остается лишь надеяться, что это пожелание сбудется, а инновации станут главным столпом, на который будут опираться экономика и общество Китая.
Похоже, что китайский футурологический проект с участием знаменитого американского автора потерпел неудачу. Его авторы и вдохновители переусердствовали. Вместо привлекательного образа современного Китая, упорно идущего к своей модернизации, они сотворили лубок.
По-видимому, это поняли и вдохновители проекта. Не случайно в конце апреля 2010 года, всего за неделю до открытия Шанхайской всемирной выставки, в Китае вышла в свет другая примечательная книга «Диалог: китайская модель». В нее вошли беседы председателя комиссии по иностранным делам Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Чжао Цичжэна с четой Найсбит. Проблемы формирования позитивного образа Китая во внешнем мире знакомы Чжао не понаслышке -- до 2005 года он возглавлял информационный отдел китайского правительства. В диалогах с четой американцев Чжао Цичжэн заметил, что прежние попытки представить Китай за рубежом опирались на рассказы об успехах и росте ВВП. Пришло время давать подлинную картину, включающую как успехи, так и недостатки, ведь только так можно убедить людей.