|
|
N°80, 13 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Если нация просит
Нурсултан Назарбаев решает вопрос о своем новом статусе
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в полушаге от присвоения ему официального титула «лидера нации». Это стало известно вчера, когда мажилис (нижняя палата) казахстанского парламента единогласно одобрил законопроект, наделяющий президента этим статусом. Удивляться столь монолитно принятому решению не приходится, парламент Казахстана является однопартийным, все депутаты представляют одну большую фракцию партии «Нур Отан», лидером которой и является бессменный президент страны Нурсултан Назарбаев.
Чтобы стать законом, принятый нижней палатой документ должен быть одобрен казахстанским сенатом, а затем подписан самим президентом. Что касается вотума сенаторов, то он будет получен уже сегодня, а вот появится ли на нем подпись первого президента Казахстана (этот титул официально был получен г-ном Назарбаевым еще в 2000 году), сказать трудно. Тут казахстанские политологи и политики разделились во мнении: одни утверждают, что подпишет, другие надеются, что воздержится. Но практически все считают, что в Астане затеяна очередная игра вокруг президентства Назарбаева, находящегося у власти в Казахстане уже третий десяток лет, с 1989 года.
Сам Нурсултан Назарбаев, по словам его советника Ермухамета Ертысбаева, просил депутатов не настаивать на продвижении законодательной инициативы о лидере нации, освобождающей его от уголовной ответственности за деяния, совершенные за время президентства. Между прочим, эта формулировка, как заметило информагентство «Фергана.ру», дает основание называть г-на Назарбаева «самым безответственным лидером за всю историю Казахстана». Но однопартийцам просьба своего лидера не указ. Точно так же в свое время не властен был над своими депутатами и покойный ныне Туркменбаши Сапармурат Ниязов, когда он просил их не славить его и не награждать очередными титулами, а они его не слушались - и славили, и награждали...
Однако в Казахстане, как выяснилось, более жесткая вертикаль власти, нежели в Туркмении в эпоху Ниязова, и последнее слово в принятии таких статусных решений остается за главой государства. Так что именно Назарбаеву предстоит решить, предоставить ли себе, как то предписывает законопроект, гарантии от задержания, ареста и личного досмотра, привлечения к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения полномочий президента, а после их прекращения связанные с пребыванием в статусе первого президента Казахстана -- лидера нации.
Поправками, вносимыми в ряд конституционных законов, закрепляется необходимость согласования с первым президентом -- лидером нации вопросов передачи госорганам и должностным лицам права инициирования важных предложений, касающихся государственного устройства и безопасности страны, а также разрабатываемых инициатив по внутренней и внешней политике государства. Согласно законопроекту, гарантии неприкосновенности могут быть распространены и на совместно проживающих с ним членов семьи.
Примечательно, что посягательство на жизнь лидера нации этим законопроектом предлагается отнести к категории террористических преступлений. А еще предлагается ввести уголовную ответственность за порчу изображений первого президента -- лидера нации, публичные оскорбления и искажение фактов его биографии. Таким образом, личность г-на Назарбаева становится вполне себе сакральной, и, скажем, ошибка в написании даты его рождения может дорого обойтись невнимательному автору.
Любопытно, что список причин возможных преследований, от которых законодательно предлагается освободить г-на Назарбаева, в значительной степени совпадает с теми обвинениями, что были недавно предъявлены свергнутому президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву новыми властями этой страны. А инициирование законопроекта неделю назад несколькими депутатами казахстанского мажилиса совпало по времени с предъявлением этих обвинений. Впрочем, один из них, Амшебек Жолшыбеков, категорически опроверг версию о том, что идея упрочить статус Нурсултана Назарбаева была продиктована свержением президента соседней страны. По словам депутата, его коллеги прорабатывали поправки с осени прошлого года.
Отличие так нуждающегося в лидере нации Казахстана от давно имеющей оного Туркмении состоит также и в том, что в Казахстане еще можно подвергать сомнению решения парламента, а то и самого президента. К примеру, один из лидеров оппозиционной Объединенной социал-демократической партии Болат Абилов заметил, что Нурсултан Назарбаев и его окружение, желая обезопасить себя этим смешным законом, демонстрируют неуверенность в себе. Другой известный критик г-на Назарбаева -- казахстанский публицист Сергей Дуванов считает, что законодательные инициативы пропрезидентской партии «доказывают правоту тех, кто предрекал: награждение Назарбаева креслом председателя ОБСЕ при невыполнении обязательств (данных Казахстаном по демократизации политической системы в декабре 2007 года в Мадриде на совещании глав МИД стран -- членов ОБСЕ. -- Ред.) будет расценено как карт-бланш на вседозволенность».
Наконец, еще один известный оппозиционер Тулекен Жукеев заявил на днях, что «на каком-то этапе президент все это остановит и продемонстрирует всему миру свою вменяемость и современность и что он является не авторитарным вождем какого-то племени, а современным политическим деятелем». Хотел ли сказать г-н Тулекеев, что вся эта игра с законопроектом затеяна только с одной целью -- доказать вменяемость главы государства, остается неясным.
Аркадий ДУБНОВ