|
|
N°80, 13 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Автохлам поднял рынок
Программа утилизации старых машин помогла увеличить продажи
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли впервые за последние полтора года. По итогам апреля их объем увеличился в годовом выражении на 20%, до 63,3 тыс. штук, сообщили вчера в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Последним месяцем роста авторынка перед кризисом был сентябрь 2008-го, тогда продажи поднялись на 11%, почти до 250 тыс. штук, но уже в октябре рынок упал на 3% и с тех пор не показывал положительную динамику. Эксперты AEБ говорят, что апрельскому оживлению рынка помогла государственная программа утилизации автохлама, которая искусственно подняла спрос в основном на продукцию «АвтоВАЗа». Как известно, сдавая в утиль старый автомобиль, его владелец получает скидку 50 тыс. руб. на покупку новой машины отечественного производства. Тем не менее по итогам первых четырех месяцев переломить сложившуюся тенденцию не удалось -- в январе--апреле объем продаж сократился на 13%, до 456,18 тыс. единиц.
Программа утилизации, рассчитанная на 200 тыс. автомобилей, стартовала 8 марта и должна завершиться к 1 ноября. Минпромторг уже выдал по программе около 125 тыс. свидетельств, и до ноября их может просто не хватить. Большим спросом пользуется продукция «АвтоВАЗа», руководство которого даже решило отдать под «классику» отдельный конвейер, хотя ранее вообще планировало свернуть производство «пятерок» и «семерок». Президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров 27 апреля сказал журналистам, что в мае в структуре продаж «АвтоВАЗа» более 50% составят автомобили, поставляемые по программе утилизации.
В нынешнем апреле «АвтоВАЗ» продал в России 52,4 тыс. автомобилей, что на 53,6% больше, чем в апреле 2009-го, и на 53,5% больше, чем в марте 2010-го. В рамках программы утилизации продажи завода в апреле составили почти 18 тыс. машин. По итогам первых четырех месяцев года компания реализовала 124,1 тыс. автомобилей, на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Лидером в апреле стала Lada Priora -- такой автомобиль купили 14,5 тыс. человек, на 62,6% больше, чем в марте 2010 года. Этот показатель продаж стал максимальным с начала производства модели. Второй по популярности стала Lada Samara с продажами 12,5 тыс. машин (рост на 57,3%), затем идут Lada 2105/2107 (10,5 тыс., рост на 52,4%), Lada Kalina (10 тыс., рост на 56,9%) и Lada 4x4 (4,9 тыс., рост на 22,2%).
И хотя в начале апреля премьер-министр Владимир Путин заявил, что правительство пока не планирует расширять программу утилизации, поскольку она только началась и необходимо отработать ее механизм, в середине апреля Минпромторг предложил продлить ее действие. «Вероятно, май будет даже лучше апреля, так как программа набирает полную силу, -- считает аналитик «Тройки Диалога» Михаил Ганелин. -- Конечно, существует риск, что после ее завершения продажи опять снизятся, но не исключено, что государство в случае необходимости решит ее расширить».
Пока самым удачным для автомобильной отрасли можно назвать 2008 год. В прошлом же кризисном году российский рынок потерял больше, чем зарубежные: продажи на нем снизились на 49%, до 1,47 млн штук, а на основных крупных автомобильных площадках -- на 5--10%. По прогнозам PricewaterhouseCoopers, российский рынок вернется к уровню 2008 года только через пять лет, когда продажи достигнут примерно 2,8 млн автомобилей.
Ирина ЦЫРУЛЕВА