Время новостей
     N°80, 13 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.05.2010
«Мы надеемся»
На шахте «Распадская» продолжаются поиски оставшихся под землей горняков
Число жертв трагедии на самой крупной в России угольной шахте «Распадская» в Кемеровской области, где в ночь на 9 мая произошло сразу два взрыва, увеличилось до 60 человек. Вчера спасатели обнаружили в ее выработках еще восемь тел погибших. Судьба 30 горняков остается по-прежнему неизвестной. Шансов на то, что спасатели найдут их живыми, немного -- люди могут находиться под завалами, а запаса воздуха в шахте практически не осталось, к тому же некоторые ее участки затоплены.

Запуск же системы вентиляции шахты спасателям пришлось вновь отложить. Вчера им удалось обследовать около 75% шахты, и не исключено, что где-то еще может продолжаться пожар. Подача же свежего воздуха в таком случае чревата новыми взрывами.

Первый взрыв на шахте «Распадская», которая находится в 10 км от города Междуреченск, произошел 8 мая около 23.55. В тот момент под землей работала ночная смена -- 359 человек. Где именно располагался эпицентр взрыва, неясно до сих пор -- он вызвал многочисленные обрушения в выработках, общая протяженность которых составляет почти 350 км и которые располагаются на глубине до 500 м. После того как раздался первый хлопок, в шахте отключились свет и вентиляция.

Первые спасатели прибыли на место ЧП достаточно быстро и сразу приступили к эвакуации шахтеров. Большинство из них смогли выбраться сами, кого-то выносили на руках спасатели и уже выбравшиеся наружу горняки. На поверхность удалось подняться более чем 270 рабочим. Но около четырех часов утра на шахте произошел второй взрыв, намного мощнее прежнего. Взрывная волна не только прошла по подземным выработкам, но и вырвалась по нескольким вертикальным стволам, вызвав разрушения и на поверхности, в результате чего погибли люди, находившиеся и на земле. Частично рухнуло главное надшахтное здание, были разрушены конструкции вентилятора главного проветривания шахты и еще одна вентиляционная установка. В момент второго взрыва там работало несколько десятков спасателей и горняков, пытавшихся ликвидировать последствия первого взрыва. Обрушившимися конструкциями было завалено несколько десятков человек, некоторые из которых погибли. Также погибли работавшие под землей 19 горноспасателей.

По данным Минздравсоцразвития, всего пострадавшими в аварии считаются 198 человек. Как сообщил начальник департамента охраны здоровья населения Кемеровской области Валерий Цой, пятеро из них остаются в крайне тяжелом состоянии: «Трое пострадавших находятся на аппаратах искусственной вентиляции легких. Еще двое шахтеров также остаются в реанимации». По словам медиков, еще три человека находятся в тяжелом состоянии, девять -- в состоянии средней тяжести, остальные же -- в удовлетворительном. У большинства пострадавших -- переломы, ранения от разлетевшихся при взрывах обломков оборудования и отравление угарным газом.

Во вторник в Кузбассе состоялись первые похороны погибших на «Распадской». Пятеро горняков были погребены на кладбище Междуреченска, один из погибших горноспасателей -- в Новокузнецке. В среду были похоронены еще 23 горняка. Все ближайшие дни в регионе будут служиться панихиды по погибшим на шахте и проходить молебны о здравии тех, кто еще находится под землей, -- до тех пор, пока не будет поднят на поверхность последний человек.

На вечер среды оставалась неизвестной судьба 30 горняков. Все последние дни поисковые работы на шахте велись круглосуточно. На месте работает более 600 спасателей и более 100 единиц техники, однако ситуация остается очень сложной. По словам главы МЧС России Сергея Шойгу, концентрация метана в подземных выработках еще достаточно высокая. Он отметил, что спасатели вчера добрались до самого труднодоступного участка. Как заявил глава МЧС, до места, где могут оставаться люди, осталось пройти около 4 км выработки, которая завалена обрушившейся породой и разбитым оборудованием.

«Моя профессия предусматривает только один ответ: мы надеемся, что они там находятся», -- отметил вчера г-н Шойгу. Впрочем, шансов на это достаточно мало -- в шахте катастрофически не хватает воздуха. По словам губернатора области Амана Тулеева, «пока спасатели доходят до основного завала, кислорода у них остается на пределе». «Поэтому остается немного времени непосредственно на разбор. Чтобы люди могли находиться под землей дольше, нужно подавать в шахту воздух», -- заявил он.

Между тем пустить в шахту воздух вчера специалисты не решились. «Несмотря на то что сама система вентиляции к запуску готова, решено его отложить, чтобы не подвергать риску горноспасателей. Ведь при наличии отдельных очагов тления подача воздуха может спровоцировать взрыв», -- сказал представитель штаба по ликвидации аварии. Кроме того, опасность для оставшихся в шахте горняков представляет не только газ, но и вода, так как взрывами была повреждена система водоотводов.

Следователи не торопятся с выдвижением официальных версий причин ЧП до тех пор, пока шахту не обследуют эксперты. По словам Сергея Шойгу, «в первую очередь нужно попасть внутрь шахты и понять, где был эпицентр первого и второго взрыва». «И уже от эпицентров взрывов отталкиваться -- что могло привести к взрывам, где был выброс метана. При таких крупных авариях, при таких серьезных разрушениях выяснение причин -- достаточно длительный процесс», -- сказал глава МЧС.

По данным же источников в правоохранительных органах, в качестве основных версий взрывов на шахте следствие рассматривает неисправность оборудования и нарушение технологии угледобычи. Как заявил главный энергетик «Распадской» Юрий Ольховиков, что послужило причиной первого взрыва, сказать трудно, но причиной второго взрыва могла стать последующая подача воздуха. «Это вполне возможно: где-то тлеет, после первого взрыва подали кислорода побольше -- и еще сильнее разгорелось. Такое ощущение, что первый взрыв был метана, а после, видимо, где-то было горение», -- предположил он.

В то же время, как считают специалисты, избежать трагедии могло бы помочь проведение предварительной дегазации шахты с помощью новейших технологий, которые есть и в России. Как рассказал журналистам эксперт в области метана, директор научно-технического центра «Промгаз» Ефим Крейнин, комплексная дегазация проходит в несколько этапов -- за четыре-пять лет до начала добычи газа извлекается метан (таким образом его концентрация уменьшается вдвое), а за год до начала забоя проводится предварительная дегазация. Однако владельцам шахт, по мнению г-на Крейнина, зачастую не хочется вкладывать деньги в дело еще до начала добычи угля.

Тем временем вчера уже подсчитали примерный ущерб от взрывов на «Распадской». По словам Амана Тулеева, предварительный ущерб составляет около 6 млрд руб., а еще около 2,5 млрд шахта будет терять ежемесячно из-за простоя. Как сказал губернатор Кемеровской области, примерный ущерб от разрушения зданий на поверхности составляет 700 млн руб., внутри шахты -- около 5 млрд. При этом ни шахта, ни оборудование не были застрахованы. Восстановить шахту надеются за год, однако на деле на это может уйти гораздо больше времени. Разрушенную шахту планируют вводить в работу постепенно. «Примерно уйдет четыре месяца на первую часть шахты, еще четыре -- на вторую», -- заявил г-н Тулеев.

Губернатор также объявил в регионе 15 мая днем траура по погибшим. В этот день на территории Кемеровской области будут приспущены государственные флаги, отменены развлекательно-концертные программы и спортивные соревнования, изменены теле- и радиопрограммы, пройдут траурные мероприятия. Во вторник жители Новокузнецка почтили память жертв аварии по-своему -- они зажгли около 100 свечей на площади у городского драматического театра. Такая же акция три дня подряд проходила у памятника шахтерам в Междуреченске, где расположена «Распадская».

Сергей МИНЕНКО