Адвокат Игорь Трунов, который неоднократно, в ходе едва ли не всех громких судебных процессов последнего времени представлял интересы потерпевших от терактов россиян, стал инициатором одновременной подачи целого «пакета» исков, связанных с резонансными делами. И в первую очередь с мартовскими взрывами в московском метро. «Первая жалоба была подана на бездействие Национального антитеррористического комитета (НАК), вторая жалоба -- иск к Минфину о возмещении вреда от теракта и третья -- на бездействие директора Федеральной службы исполнения наказаний в связи с созданием пыточной системы в следственных изоляторах», -- сообщил журналистам во вторник г-н Трунов.
Первые два обращения в суд имеют отношение к терактам на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». Третья жалоба -- против главы ФСИН Александра Реймера, хотя и не связана с делами
о смерти Сергея Магнитского и
Веры Трифоновой, однако эти имена всплыли в комментарии, который дала по поводу жалобы юрист коллегии «Трунов, Айвар и партнеры» Людмила Айвар. Г-н Трунов пообещал, что в перспективе планирует обжалование института регистрации в Москве и закона о столичном генплане. Кроме того, сейчас адвокат истребует документы по защите прав жертв пожара в пермском клубе «Хромая лошадь».
«Мы собираемся путем создания прецедентных решений оказать влияние на правоприменение», -- пояснил Игорь Трунов «Времени новостей». По словам адвоката, жалобы по общественно значимым делам, а также сообщения о ходе расследования этих дел будут аккумулироваться на специально созданном для этого интернет-сайте -- этот проект получил название «Федеральная книга жалоб». При ближайшем рассмотрении выяснилось, что появление «жалобной книги» имеет и политическую подоплеку. На заглавной странице сайта сообщается, что проект был создан московским отделением партии «Правое дело». Напомним, что г-н Трунов возглавляет не только президиум коллегии адвокатов, но и столичный «горком» этой партии.
Первая из серии жалоб была подана от имени девятилетнего жителя Тамбова Артема Румянцева, чей отец, Георгий Будников, погиб 29 марта 2010 года в результате взрыва на станции метро «Лубянка». Г-н Трунов, выступивший в качестве представителя интересов ребенка, настаивает на том, что НАК (который согласно концепции противодействия терроризму, утвержденной президентом Дмитрием Медведевым в прошлом году, «обеспечивает организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом») фактически бездействует. В жалобе, которую адвокат подал в Тверской суд Москвы, в том числе говорится, что антитеррористический комитет до сих пор не передал президенту предложения «по реформированию МВД с учетом противодействия международному терроризму». НАК также не предлагал законодателям и главе государства ратифицировать Европейскую конвенцию о возмещении вреда жертвам насильственных преступлений, которая дает право сиротам и инвалидам, пострадавшим от терактов, получить компенсацию за причиненный им вред (в том числе тогда, когда преступники не были найдены).
Бездействие НАК, по мнению адвоката Трунова, привело и продолжает приводить к терактам, в одном из которых и погиб Георгий Будников. От имени сына пострадавшего, Артема Румянцева, Трунов подал иск, ответчиками по которому выступают Минфин и Федеральное казначейство. «Потерпевший просит взыскать 5 млн руб.», -- сообщил адвокат.
Жалоба на действия главы ФСИН Александра Реймера подана от имени двух «сидельцев» СИЗО Андрея Дмитриева и Юрия Шорчева, один из которых сейчас под стражей в Нижегородской области, другой -- в Мордовии. «Из личной беседы с Шорчевым мне стало известно, что к нему применялись недозволенные методы, -- сообщает в жалобе адвокат Людмила Айвар. -- Примерно 8--10 ранее неизвестных ему мужчин открыли камеру, в которой он содержался один, вошли в нее, вытащили его на территорию колонии и подвергали избиению с особой жестокостью, пыткам и унижениям. Они же угрожали, что если он не подпишет признательных показаний по предъявленному ему обвинению, то насилие будет применяться и далее».
По словам адвоката, в камеру к обвиняемому Андрею Дмитриеву беспрепятственно врывались «лица, отбывающие в данной колонии наказание», его выводили из камеры без адвоката и угрожали физической расправой. «В пищу добавлялись некие препараты, от которых он не понимал, что с ним происходит, терял над собой контроль, не осознавал своих действий и не руководил ими», -- заявляет адвокат Айвар. По ее словам, факты насилия, пыток, издевательств, унижения и убийств в ПФРСИ (помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов) «известны и не являются единичными». В частности, в двух таких заведениях, в Удмуртии и Нижегородской области, следственно-арестованные были убиты.
Кроме того, подчеркивает г-жа Айвар, ведомственная подчиненность медико-санитарной службы СИЗО (которая подотчетна начальству изолятора) не позволяет предоставить «лицам, находящимся под стражей, своевременную, надлежащую квалифицированную медицинскую помощь -- об этом наглядно свидетельствует вопиющий случай смерти в следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского». Посему, делает вывод адвокат, необходимо не только «ликвидировать систему пыток», но и передать тюремные медслужбы в ведение Минздравсоцразвития. Такое требование, в частности, содержится в жалобе, поданной г-жой Айвар в Замоскворецкий суд. Впрочем, адвокат априори уверена, что эта жалоба останется без удовлетворения. В таком случае, обещают Игорь Трунов и его коллеги, документ будет передан в Страсбургский суд.