|
|
N°132, 25 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Калининградский тупик
Велика Россия, а отступать некуда -- позади Литва
Изнурительная жара, сильно замедлившая темп российской политической жизни, не повлияла на главную составляющую отечественной дипломатии последних месяцев -- битву за Калининград. Нового масла в пламя бурной дискуссии подлили первые по данной проблеме консультации между Евросоюзом и Россией, прошедшие вчера в датской миссии при ЕС в Брюсселе. Дания сейчас председательствует в единой Европе, а посему представляет ее в сношениях с третьими странами. Двухчасовые консультации, как и предполагалось, закончились ничем -- стороны изложили позиции и остались при прежних разногласиях. Европейцы настойчиво и развернуто объясняли, почему введение визового режима после вступления в ЕС Литвы и Польши необходимо и неизбежно. А российская делегация столь же настойчиво объясняла, почему для России это неприемлемо.
По словам главы нашей делегации, замминистра иностранных дел Сергея Разова, «переговоры прошли напряженно». Глава делегации ЕС, госсекретарь МИД Дании Фрис Петерсен назвал проблему «действительно трудной». Европейская сторона, по его мнению, четко пояснила свою позицию, дала сигнал гибкости подхода, но в рамках шенгенских правил, которые являются законом ЕС и станут таковым для Польши и Литвы. Решение, настаивал датчанин, обязательно должно быть найдено к копенгагенскому саммиту ЕС--Россия 11 ноября. Для Дании, которая стремится блестяще выполнить свою полугодовую председательскую программу, это принципиально важно. России же, если судить по словам г-на Разова, торопиться некуда. Поскольку главное не галочку поставить, а соблюсти государственные интересы и права граждан. Встреча завершилась договоренностью продолжить консультации, «когда стороны дозреют до более конкретных предложений».
С конкретными предложениями пока не очень. Оказывается, «коридоры» и «опломбированные вагоны», о которых активно говорили всю весну, неприемлемы не только для ЕС, но и для России. «Есть силы, которые изобрели эту страшилку и сами себя ею пугают, -- сказал Сергей Разов. -- Мы совершенно не оперируем такими формулировками. Не надо самих себя пугать. Речь идет о рациональном транзите граждан и грузов через территорию Литвы и Польши между большой Россией и Калининградской областью. Речь идет об обычных поездах, которые ходят из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург, совершая два-три рейса в день и перевозя 960 тыс. пассажиров в год». Г-н Разов заявил, что Москву устраивает существующий режим транзита. Как пояснил вчера губернатор Калининградской области Владимир Егоров, в опломбированных контейнерах по территории Литвы должны доставляться грузы. Пассажирские же перевозки на поездах можно проводить в режиме «закрытых окон», то есть без единой остановки в Литве. Они и сейчас проходят практически так же: с единственной остановкой в Вильнюсе. Если исключить эту остановку, не случится ничего страшного ни для Литвы, ни для пассажиров поезда.
Надо сказать, что Россия нашла брешь в круговой обороне европейцев, в которую в принципе можно попытаться вклиниться. Российский дипломат напомнил, что правом безвизовых поездок в ЕС пользуются граждане 45 стран мира, не входящих в Евросоюз и Шенгенскую зону. Причем не только «суперцивилизованные» американцы или канадцы, но и израильтяне и даже боливийцы. Значит, в принципе это возможно и для России без пересмотра Шенгенской конвенции. Россия поставила вопрос о включении в список стран, чьи граждане имеют право краткосрочного безвизового въезда в ЕС. Как ни странно, такая постановка вопроса, возможно, более продуктивна, чем требование сделать особое исключение именно для жителей Калининграда. Во всяком случае глава представительства Еврокомиссии в России Ричард Райт не исключил вчера на пресс-конференции в Москве, что ЕС может рассмотреть такую возможность, если российская сторона внесет свои предложения.
Пока же европейцы стоят на своем: ЕС готов пойти на разные уступки, кроме отмены виз для россиян. Ни одна страна в отдельности, ни Еврокомиссия как исполнительный орган ЕС не вправе изменить закон.
В этом смысле Брюссель толкует и сочинские обещания французского президента Ширака не допустить «унизительного визового режима» для россиян. «Унизительного» и не будет, соглашаются европейские чиновники, будет обычный, даже упрощенный. Компромисс, по мнению Брюсселя и Копенгагена, может быть найден лишь в рамках Шенгена.
Евросоюз предлагает помочь России наладить систему быстрой и облегченной выдачи шенгенских виз, в том числе многократных, сделать визы дешевыми на взаимной основе, создать соответствующую инфраструктуру и оказать помощь в социально-экономическом развитии Калининградской области. Чиновники ЕС заверяют, что предлагаемый ими режим ускорит и облегчит пересечение границ по сравнению с нынешним порядком. Г-н Разов не согласен: быстрее не получится. Для получения шенгенской визы в обычном порядке требуется десять дней. К тому же загранпаспорта имеют далеко не все граждане России.
Консультации носили технический характер. Возможно, потребуется подпитка на политическом уровне. Не случайно в Брюсселе в среду вечером ждали спецпредставителя президента по калининградской проблеме Дмитрия Рогозина. Как стало известно вашему корреспонденту, он «постарается» встретиться с политическими фигурами ЕС. Г-н Разов комментировать «другой формат переговоров» не стал. Кстати, в московских кулуарах охотно судачат о том, что между «разными форматами» калининградской политики -- МИДом и г-ном Рогозиным -- якобы развилась нездоровая конкуренция за право решить жгучую проблему.
Ситуация вокруг Калининграда напоминает сейчас ту, что сложилась пару лет назад на переговорах Москвы и Токио о Курилах. Стороны занимают взаимоисключающие позиции, но при этом очень хочется продемонстрировать хоть какой-то прогресс. Поэтому начинается изобретение признаков того, что сдвиги есть. Москва внимательно следит за заявлениями европейских политиков, выискивая намеки на отход от жестких позиций. Европейцы же со своей стороны формулируют все более витиевато, тупиковая ситуация им не нравится. На вчерашней пресс-конференции посла Дании в России Ларса Виссинга и Ричарда Райта ораторы выражались туманно. И слово «виза», оказывается, не упоминается в официальных документах, и вообще не в визах дело, а в новых формах контроля... Но как только журналисты подхватывают подобные заявления, начинаются разговоры: мол, перевели не так или поняли превратно. По сути же -- никаких изменений. То же было и на переговорах по Курилам, там имитация прогресса привела через пару лет к коллапсу всей российской политики Токио и смене всей команды переговорщиков.
Однако калининградскую проблему отложить в долгий ящик наподобие курильской не удастся -- ЕС расширится в любом случае, и российский эксклав все равно попадет в изоляцию. Так что решение придется найти быстро. Возможно, оно будет лежать в лингвистической плоскости -- главное, чтобы не упоминались ненавистные всем визы. А если ЕС согласится на какую-нибудь особую «регистрацию» следующих транзитом россиян (по сути те же упрощенные визы), то каждая из сторон сможет заявить об исторической победе.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель, Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Виктор ХАМРАЕВ, Игорь МАКСИМОВ