|
|
N°131, 24 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вкус компромисса
Новый сезон в Большом театре будет не совсем таким, как обещали
Вскоре после того, как состоялись все придуманные в этом сезоне акции пореформенного Большого театра, все его новации были разрекламированы, а в городе появились желтенькие афишки новой «Турандот», которой театр планирует открыть 227-й сезон, стало известно, что единство нового прогрессистского менеджмента ГАБТа -- только очаровательная иллюзия.
Пока не официально, но подтверждаются слухи об увольнении одного из основных креативщиков в команде, возглавляемой гендиректором Анатолием Иксановым и главным дирижером Александром Ведерниковым, -- музыкального критика и продюсера Петра Поспелова. Труппа Большого возвращается из отпусков к 20 августа. Тогда-то, видимо, и появится приказ об увольнении Поспелова с должности руководителя отдела репертуарного планирования.
Если бы не надежды на то, что величественного мастодонта наконец перестанет лихорадить, а его руководство заработает в современном стиле (то есть как не знающие никаких интриг часы), об уходе из театра теневой в общем-то фигуры можно было бы и не слишком печалиться. Но теперь новость вызывает неприятное сомнение в идеологической, художественной и административной вычерченности нового курса Большого театра.
Несбалансированность была заметна и в ходе сезона. Одновременно с эксклюзивными программами в рамках нового концертного цикла «Камерные вечера в Большом» (во многом именно по инициативе Петра Поспелова здесь выступили мировые знаменитости, практически неизвестные в России -- ансамбль старинной музыки Il Giardino Armonico, вокалисты Клаудиа Барайнски и Саймон Кинлисайд, изумительное трио «Жан-Поль») заинтересованная публика отмечала отсутствие грамотной рекламы этого аристократического имиджевого предприятия и, похоже, не слишком сильную заинтересованность в нем самого театра. Заодно с достоинствами оперных новинок (арендованных у итальянских театров, как «Сила Судьбы» и «Адриенна Лекуврер», или специально сконструированных, как «Хованщина») приходилось обсуждать еще и неспособность театра выставлять ровные и качественные, не отмеченные компромиссами вокальные составы. Кажется, нас ждет продолжение практики обязательного использования в заглавных партиях на премьерах архивариусов грозной сцены. (Так весь ансамбль премьерной «Хованщины» источал нафталиновые ароматы от траченного молью трафаретного вокала Владимира Маторина и Нины Терентьевой. Примечательно, что исполнительница главной партии в первом спектакле «Турандот» пока не называется, в то время как на второй состав уже утверждена певица из Новосибирска.) А разные эстетские экстраваганции будут похоронены.
Уже известно, что постановочная команда старинной раритетной оперы Евстигнея Фомина «Американцы», которой в декабре планируется открывать новую камерную сцену Большого, скорее всего будет изменена. Сейчас режиссеру Илье Эйпельбауму (известному по «золотомасочному» проекту «Лиликанский театр») и Татьяне Гринденко (искушенной в старинных и новейших музыкальных практиках руководительнице ансамблей «Академия старинной музыки» и Opus Posth) подыскивается замена. Среди возможных кандидатур называют Дмитрия Чернякова (автора изумительного «Китежа» в Мариинском театре) и дирижера Игоря Дронова -- педантичного, без озарений дирижера аккуратного консерваторского проекта «Студия новой музыки». Такой дуэт не кажется органичным. Возможно, что кто-нибудь из них откажется. Предполагают, что если не удастся подыскать гармоничное решение, Большой оставит затею с «Американцами» -- тогда филиал откроется каким-нибудь душевным гала-концертом с клакерами.
Очертания будущего сезона может сильно изменить и то, что гастроли оркестра и балета Opera de Paris, с которым Большой заключил контракт о долговременном сотрудничестве, вдруг оказались под вопросом. Впрочем, к кадровым новациям это отношения не имеет. Проблемы появились у французской стороны.
Пока ничего не известно и о твердости намерений Большого ставить новую оперу Леонида Десятникова -- Владимира Сорокина под рабочим названием «Пять композиторов-клонов». Заключен контракт на ее сочинение; поскольку финансирование не государственное, обязательств у театра перед авторами нет. Известно, что дирижировать новинкой должен Николай Алексеев. Значит, многое будет зависеть от его позиции в театре.
Концертный цикл «Камерные вечера в Большом», видимо, сохранится -- все согласия на выступления получены, даты скорректированы, не подписаны только контракты. Что касается премьер из оперной хрестоматии, то запланированные «Снегурочка» и «Руслан и Людмила» скорее всего будут поставлены, вопрос в сроках. Ясно одно: 8 сентября сезон откроется оперой Пуччини «Турандот» -- американский режиссер Франческа Дзамбелли, русско-американский художник Георгий Цыпин и местный музыкальный руководитель Александр Ведерников обещают неординарное и качественное зрелище. Хочется верить, что оно таким и окажется. И будет не последним интригующим событием нового Большого сезона.
Юлия БЕДЕРОВА