|
|
N°78, 07 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Если бы не советские солдаты, моего отца расстреляли бы»
В Израиле день 9 мая хотя и не выходной, но все равно праздник. В Иерусалиме в этот день ежегодно тоже проходит парад Победы, на который съезжаются ветераны -- в рядах Красной армии в годы Великой Отечественной сражалось около полумиллиона евреев, и на горе Герцля в Иерусалиме им поставлен памятник.
Однако лауреат Нобелевской премии мира, израильский президент Шимон Перес отметит 65-летие Победы в Москве и 9 мая будет присутствовать на параде на Красной площади. В Москве он проведет встречи с Дмитрием Медведевым, Николя Саркози и Сильвио Берлускони. В МГИМО президент Израиля прочтет лекцию на тему «Геополитическая ситуация на Ближнем Востоке и российско-израильские отношения». «Времени новостей» Шимон ПЕРЕС рассказал о своем видении роли Красной армии в победе над фашизмом и о ситуации в регионе.
-- Мой визит в Москву -- это даже не дипломатическая поездка, а скорее возможность отдать дань памяти павшим и еще один шанс сказать России спасибо. От имени моей страны, сограждан, от себя лично хочу поблагодарить российский народ за его вклад в Победу. Я этому народу обязан лично.
-- Каким образом?
-- Расскажу две истории. Сам я во второй мировой не участвовал. Когда мне было 11 лет, мой дед -- он был моим учителем, наставником и самым большим авторитетом в жизни -- посадил меня на поезд и тем самым спас меня от смерти (Шимон Перес тогда направился в Палестину; детство его прошло в городке Вишнево, в то время польском, а ныне белорусском. -- Ред.). До сих пор помню напутствие деда: «Оставайся евреем, оставайся человеком». Когда нацисты пришли в наш город, дедушку и всех местных евреев заперли в синагоге и сожгли.
Вторая история -- о моем отце. Он пошел добровольцем воевать с нацистами в составе британской армии. Когда Германия оккупировала Грецию, попал в плен. Бежал, после чего опять оказался в плену, на этот раз в концлагере недалеко от Освенцима вместе с заключенными-британцами. Когда Красная армия подошла уже совсем близко, отца повели на расстрел. Он уже стоял перед расстрельной командой, когда вдруг между ним и немецкими солдатами появился священник-австралиец. Он обратился к немцам со словами: «Вы же слышите грохот. Вы же сами понимаете, что советские солдаты совсем скоро будут здесь. Вы собираетесь расстрелять человека без суда и следствия. Я выступлю свидетелем, и вас всех будут судить как военных преступников. Опомнитесь!» И случилось чудо -- немцы опустили ружья, мой отец остался в живых. Если бы не грохот советских танков, его бы наверняка расстреляли.
-- В некоторых странах принижают роль Красной армии в победе над нацистской Германией. Каково ваше мнение?
-- К сожалению, и сегодня, спустя 65 лет после войны, кое-кто в мире сознательно преуменьшает роль Советского Союза в событиях тех страшных лет, а также потери, которые понес советский народ. Правда в том, что без России победить Гитлера было бы невозможно. Восемьдесят процентов погибших на той войне -- это советские солдаты. Самые страшные и кровопролитные бои произошли на территории СССР. Если бы не Красная армия, мир наверняка проиграл бы в войне с этим сатаной в человеческом обличье.
-- На встрече в Москве с российским коллегой Дмитрием Медведевым скорее всего будет затронута проблема иранского ядерного досье. В интервью «Времени новостей» вице-президент Ирана Али Акбар Салехи сказал на днях, что ядерное оружие -- это харам, то есть грех, что Иран не создает атомное оружие и не нарушает международных обязательств. Почему Израиль не верит этим словам?
-- По одной очень простой причине: эти слова -- ложь от начала до конца. Иран открыто призывает уничтожить Израиль, государство -- члена ООН. Оружие, пусть даже ядерное, само по себе не стреляет. Нажимают на спусковой крючок или красную кнопку люди -- те самые, которые выкрикивают лозунг «Смерть евреям!». Что ж тогда удивляться тому, что мы им не верим? Скажите, мы кому-то угрожаем? Мы хотим уничтожить наших соседей? Всегда, когда мы могли заключить мир, мы это делали, даже если для этого требовалось отказаться от тех или иных территорий. И сегодня мы никому не угрожаем. Наоборот, это иранский режим угрожает нам.
-- Являются ли экономические санкции такой эффективной мерой, которая заставит Тегеран отказаться от своей ядерной программы?
-- Надо ввести против Ирана не экономические, а моральные санкции. Давайте назовем вещи своими именами. Современный Иран -- это режим военной диктатуры. Он грозится уничтожить другие страны. Он борется против внутренней оппозиции и вешает несогласных на улицах. Этот режим -- спонсор международного терроризма. Мировые лидеры и дипломаты должны ощущать чувство стыда за любые слова поддержки в адрес Махмуда Ахмадинежада. Пусть им будет стыдно -- вот самая эффективная разновидность санкций в отношении Ирана.
-- На этой неделе должны были возобновиться непрямые переговоры между Израилем и Палестинской автономией. На деле пока все ограничилось встречей израильского премьера Биньямина Нетаньяху и спецпосланника американского президента Джорджа Митчелла. Так о каких переговорах идет речь?
-- Надо учитывать сложившиеся реалии. За свою жизнь я пришел к одному выводу: не политики меняют реальность, а реальность меняет их самих, заставляя принимать судьбоносные решения. Лишь однажды лидеру удалось изменить реальность -- когда Иисус Навин остановил Солнце, с тех пор этого больше не повторялось. Учтите и тот факт, что Израиль по-прежнему поощряет развитие палестинской экономики и создание службы безопасности автономии. И это не зависит от того, идут переговоры или нет. Переговоры -- это важно, но нельзя закрывать глаза и на реальность, ведь Израиль и сегодня помогает палестинцам строить свое государство.
-- Вы настроены оптимистично относительно переговоров с палестинцами?
-- Я всегда был оптимистом и всегда им останусь. Мне 86 лет. К чему было тратить все эти годы на пессимизм? Пессимисты и оптимисты умирают одинаково. Но зато как по-разному они живут!
Беседовал Дмитрий ДУБОВ, Тель-Авив