|
|
N°131, 24 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рынок госзакупок: игра без правил
Рынок закупок товаров и услуг для государственных нужд не слишком заметен. А между тем, по данным Минэкономразвития, объем федеральных закупок в 2003 г. составит 816 млрд рублей, или 6,5% ВВП, и развивается этот рынок очень динамично. Так, в 2001 г. на закупки из федерального бюджета было потрачено 445 млрд руб., а с начала этого года израсходовано 124 млрд. В прошлом году проведение конкурсов позволило государству сэкономить 30 млрд рублей. Всего за 2001 год было проведено 67,8 тыс. конкурсов. О перспективах развития этого рынка наш обозреватель Вера СИТНИНА беседовала с исполнительным директором Ассоциации содействия развитию системы конкурсных закупок Вадимом ЛАЗУТИНЫМ. Ассоциация существует с декабря 2001 года и объединяет предприятия, участвующие в конкурсах.
-- Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию на рынке госзакупок?
-- Последние несколько лет показывают положительную динамику, конкурсов становится больше, и количество участников тоже растет. Но есть одна существенная проблема, которая, на мой взгляд, сильно тормозит развитие конкурсной системы в целом. Дело в том, что существующее законодательство (о поставках для госнужд) оставляет слишком много лазеек для нерационального использования бюджетных средств. Во-первых, действующий закон распространяется только на федеральный уровень и содержит лишь общие рекомендации следовать ему на региональном уровне. Во-вторых, в нем недостаточно проработаны правила проведения конкурсов и процедуры досудебного рассмотрения споров. Все эти положения, насколько мне известно, содержатся в новом законопроекте, разрабатываемом в МЭРТ.
-- Получается, что на этом рынке процветает коррупция и взяточничество?
-- Не совсем так. Самая главная проблема на сегодняшний день -- отсутствие ясных и понятных правил игры. Понятно желание заказчика выбрать самого надежного поставщика, но зачастую его требования превосходят возможности любой компании. В ходе всех проверок, к которым нас привлекал МЭРТ в качестве экспертов, были выявлены необоснованно завышенные квалификационные требования. Приведу такой пример. Недавно был конкурс на поставку компьютеров для одного ведомства. Чтобы компания могла принять в нем участие, у «иностранца» за прошлый год должно было быть контрактов на 40 млрд долл., а у российской компании -- на 40 млн долл. Мне лично непонятно, откуда взяты эти цифры. Другое требование -- компания должна обладать опытом исполнения контрактов для нужд этого ведомства. А если я прекрасно выполнил контракт для другого заказчика, это не считается.
Или другой вариант -- участнику необходимо собрать энное количество справок, число которых доходит до полутора десятков. Вряд ли в таких условиях возможны доверительные партнерские отношения. А ведь это не просто контракт на поставку столов или скрепок, это решение государственных задач.
-- Что же, госзаказчики действуют скорее по неопытности, а не по злому умыслу.
-- Я бы сказал осторожно: завышенные требования -- это чернозем для возникновения коррупции. Если в требованиях на конкурсе на поставку копировальной техники сказано, что ксерокс должен производить не менее 110 копий в минуту, то становится понятно, что выиграть его может лишь одна компания в мире -- «Ксерокс». Но я не слышал ни об одном судебном решении, которое повлияло бы на результаты конкурса.
Приведу другой пример. Законом предусмотрено, что поставщик может быть выбран без проведения конкурса в том случае, если данную продукцию производит только один поставщик. Тут проследить за соблюдением правил легче. Другая возможность обойтись без конкурса -- срочность. Понятно, что когда произошло стихийное бедствие, времени проводить конкурс, объявить о котором надо за 45 дней, попросту нет. Но под конец года МЭРТ завалено просьбами от ведомств о разрешении покупки у данной конкретной фирмы, при этом все ссылаются на то, что времени на конкурс не осталось. И МЭРТ вынуждено соглашаться.
-- Наверно, вы с нетерпением ожидаете принятия нового закона?
-- Конечно, его принятие очень облегчит жизнь. Закон значительно расширит рынок за счет подключения госзакупок на региональном уровне, разработает механизмы контроля и досудебного решения споров, что в конечном итоге должно существенно снизить бюджетные расходы.
Наступил переломный этап -- поставщики тоже стали читать законы и интересоваться своими правами. Все понимают, что у государства денег не очень много. Фирмы участвуют в конкурсах не только ради прибыли, но и для поддержания репутации, ради возможности долгосрочно планировать свой бизнес.
Государство предпринимает гигантские усилия, чтобы сделать этот рынок цивилизованным. Поставщики должны быть уверены, что проиграли конкурс потому, что у них цены выше, а не потому, что у них на две справки меньше было или кто-то чиновнику конверт принес. Наша ассоциация намерена объединить эти усилия. У нас есть, например, такое предложение: проводить «круглые столы», на которых будут встречаться заказчики, потенциальные поставщики, представители МЭРТ и независимые эксперты для обсуждения условий предстоящего конкурса. Министерству наша идея понравилась. Я считаю, что развитие законодательства, подкрепленное усилиями участников рынка, выгодно всем. Условия игры будут известны, и контракты станут качественнее и дешевле. А выиграют от этого все -- и государство, и бизнес.
Беседовала Вера СИТНИНА