|
|
N°131, 24 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чтобы боялись
Счетная палата снова пытается повысить свой статус
Очередную порцию законопроектов подготовила к осенней сессии Госдумы Счетная палата. На днях коллегия этого ведомства одобрила разработанные ею поправки и дополнения сразу в три кодекса -- Бюджетный, Уголовный и Административный. Все поправки сводятся к одному: подтвердить роль и значение Счетной палаты как главного органа финансового контроля, подотчетного парламенту. Стоит отметить, что Госдума скорее всего положительно отнесется к предложенным Счетной палатой законопроектам, т.к., по информации из самой палаты, поправки подготовлены во исполнение майского постановления Госдумы, принятого после отчета СП в Думе о работе в 2001 году. В письме на имя Геннадия Селезнева палата предложила внести законопроекты в качестве законодательной инициативы.
В Бюджетном кодексе Счетная палата предлагает прописать условия, которые бы способствовали упорядочению бюджетного процесса. В частности, речь идет о том, чтобы любые изменения в исполняемый бюджет вносились только строго под парламентским контролем и были жестко регламентированы. Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» высокопоставленный источник в Счетной палате, сейчас у правительства есть возможность корректировки бюджета по отдельным статьям без согласования с Думой и Советом Федерации, что недопустимо. Счетная же палата, как орган финансового контроля, подотчетный парламенту, считает необходимым контролировать бюджет в ходе его исполнения, а значит, принимать участие и в возможных его корректировках.
Изменения в Уголовный и Административный кодексы должны в некоторой степени расширить поле деятельности Счетной палаты, повысив тем самым ее роль в обществе. В Уголовном кодексе предлагается внести изменения в ст. 287, в которой идет речь об ответственности за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате. По ныне действующему закону к ответственности может быть привлечено только должностное лицо. Поправки предлагают расширить круг лиц, подлежащих ответственности, за счет граждан, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. В связи с этим стоит отметить, что контролю Счетной палаты подлежат только бюджетные деньги, однако они могут находиться и в коммерческих организациях. По идее в этом случае СП имеет право проверять такие коммерческие структуры, однако на практике подобные случаи обычно чреваты конфликтами. Теперь же СП предлагает упорядочить этот процесс. Этого же вопроса касаются и поправки, предлагаемые палатой в КоАП. Как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» источник в СП, речь идет о привлечении к административной ответственности должностных лиц, отказывающихся предоставлять информацию по запросу СП.
Анна ФЕОФИЛАКТОВА