|
|
N°131, 24 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полеты во сне и наяву
Международный авиасалон в Фарнборо начинался 40 лет назад как чисто британская выставка национальной авиаиндустрии. Участие в ней было заказано не только иностранным воздушным судам, английские самолеты с иностранными двигателями туда тоже не допускались. С тех пор все изменилось, и сегодня Фарнборо служит витриной достижений авиаиндустрии во всех уголках земли.
Гвоздем сезона стал пассажирский самолет Embraer-170 бразильского производства. До коммерческой кондиции эта 70-местная машина еще не доведена. В Фарнборо летает экспериментальная модель-прототип. Тем не менее Embraer (20% капитала которой принадлежит группе французских компаний) уже получила 112 твердых заказов на этот самолет, и еще на 212 машин заказчики «взяли опцион» (то есть выразили предварительное намерение приобрести).
Еще одна абсолютная международная премьера -- это реактивный двухместный тренировочный самолет L-159B производства чешской компании Aero Vodochody. В Восточной Европе, в том числе в России, для обучения пилотов широко используются более ранние машины той же фирмы -- L-29 и L-39. Новый чешский самолет продвигается на рынок в паре со своей одноместной боевой версией L-159A.
Впрочем, на эти маленькие самолетики вряд ли кто-то обращал внимание в тот момент, когда на аэродром Фарнборо приземлился самый большой из выпускаемых европейским концерном Airbus пассажирских лайнеров A-340-600. Airbus только что продал первый экземпляр этой 380-местной машины и немедленно позаимствовал ее у нового владельца, чтобы показать на авиасалоне.
Вечный конкурент европейского концерна -- американская корпорация Boeing принципиально новых моделей в этом году не представила, зато продемонстрировала, как условия пребывания на борту ее существующих моделей можно максимально приблизить к наземным. Изюминка экспозиции Boeing этого года -- коммуникационная система Extention на базе антенны с фазированной решеткой. Она открывает пассажирам доступ в скоростной Интернет прямо в воздухе. Сейчас система тестируется на борту нескольких самолетов, которые Boeing использует для перевозки своих высокопоставленных сотрудников, а в следующем году в экспериментальном порядке ее поставят на обычные рейсовые машины нескольких авиакомпаний.
Все эти новинки вместе со многими более старыми моделями летают сейчас над Фарнборо. Российских самолетов по известным причинам среди них нет.
Сильно ли вас беспокоит Noga?Российские авиастроители -- об отсутствии российских самолетов в Фарнборо
Михаил ПОГОСЯН, генеральный директор АВПК «Сухой»:
-- От ситуации, созданной фирмой Noga, страдаем не столько мы и наши иностранные партнеры, сколько обычные посетители авиасалона. Демонстрационные полеты «сухих» в течение 12 лет, с тех пор как мы впервые представили наш истребитель здесь в 1990 году, были изюминкой Фарнборо. Специалисты без таких зрелищ вполне могут обойтись. Поэтому на наши коммерческие проекты отсутствие самолетов в Фарнборо в этом году практически не влияет. И мы это еще раз продемонстрируем чуть позднее, когда объявим, как я думаю, о выходе на новые для «Сухого» зарубежные рынки.
Владимир ФРОЛОВ, заместитель генерального директора РСК МиГ, руководитель делегации МиГ на «Фарнборо-2002»:
-- Мы исходим из того, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы всегда стараемся выставлять натурные экспонаты. Но не всегда это получается.
Если страна -- организатор выставки дает гарантии, что самолеты не будут арестованы, мы отправляем их за рубеж и теперь, после начала истории с Noga. Например, в этом году мы собираемся участвовать в авиасалоне в Китае. К сожалению, администрация «Фарнборо-2002» таких гарантий нам не дала, хотя, по моему мнению, ей следовало бы это сделать.
Иностранные специалисты технику МиГ хорошо знают. Поэтому на контакты с ними отсутствие самолетов не влияет. Работаем плодотворно. Но мы понимаем, что с помощью фирмы Noga идет акция по выдавливанию российской авиатехники с международных выставок.
Виктор КОМАРДИН, заместитель генерального директора госкомпании «Рособоронэкспорт»:
-- Участники выставки не имеют отношения к причинам возникновения ситуации с фирмой Noga. Однако нервотрепка, которая могла бы иметь место здесь, как в прошлом году в Ле-Бурже, нам не нужна. Насколько я знаю, соответствующие государственные структуры занимаются юридическим решением этой проблемы. Министр промышленности Илья Клебанов сказал здесь, что в следующем году наши самолеты будут представлены в натуре.
Михаил КУКУШКИН, Фарнборо