Между Польшей и Россией интенсивно развиваются отношения в различных сферах, в том числе и по линии парламентских связей. Сегодня в заседании комитета по международным делам Госдумы примет участие председатель комиссии по иностранным делам сейма 48-летний Анджей ХАЛИЦКИЙ. Депутат от правящей партии «Гражданская платформа» накануне отъезда в Москву дал интервью корреспонденту «Времени новостей» в Варшаве.-- Чем вызвано это событие, ведь прецедента не было?-- Мой коллега Константин Косачев прислал письмо с предложением провести в Москве первое совместное заседание возглавляемого им комитета по иностранным делам Госдумы и нашей комиссии по иностранным делам сейма. Цель -- вместе обсудить двусторонние и международные отношения. Вот для подготовки такого форума я и еду в Москву. Уверен, что если работа пойдет как задумано, то польза будет для обеих сторон. Мы предложили российским коллегам проводить совместные заседания один или два раза в год. Такая формула принята, теперь следует перейти от слов к делу.
--
Какими вам видятся совместные заседания?-- Они могут быть тематическими. Мы должны согласовать диапазон интересующих вопросов и организационные методы проведения таких дебатов. Наболели вопросы истории и образования. Актуальны политические, экономические, правовые аспекты. Но все эти темы мы должны четко отделять друг от друга, чтобы предмет спора не становился препятствием для сотрудничества в целом. Наше заседание могут сопровождать дебаты историков. Хотелось бы исключить эмоциональный фон и далекие от истины интерпретации, которые могут возвести очередные барьеры в наших отношениях. Такие барьеры мы должны устранять, а не создавать. В этом обязанность политиков, которые формируют и общественное сознание.
-- От польских политиков часто можно услышать, что поляки сейчас как бы быстрее движутся к России, чем россияне к Польше. Как вы это понимаете?-- Я бы вообще так не сравнивал. Для меня важно, в какой атмосфере взаимодействуют обычные граждане, то есть россияне и поляки. Хотел бы, к примеру, чтобы исчезло чувство угрозы, пропала неуверенность, когда речь заходит о туризме. Развитие малого приграничного передвижения в Калининградской области можно рассматривать как первый шаг в сближении. Есть разные намерения и приоритеты. И тут трудно сказать, что перевешивает и становится мотором для дальнейших действий. Для одних важна свобода путешествия без каких-либо хлопот, а для других значение имеют стандарт и уровень жизни. Если мы в состоянии что-то сделать, то неважно, кто будет первым. И неважно, кто сильнее к чему-то стремится. Должна быть общая цель, а не гонки наперегонки.
-- Россияне проявили солидарность с поляками, когда 10 апреля в авиакатастрофе погиб президент Лех Качиньский. Такая реакция стала неожиданностью?-- Для меня большой неожиданностью стал звонок Косачева через полчаса после авиакатастрофы. До этого у меня с российским коллегой непосредственных отношений не было, кроме формальной переписки. И у него не было моего частного номера, как и у меня -- его номера. Сейчас есть. Его звонок был одним из первых. И помимо выражения сочувствия и солидарности, он меня спросил: «Анджей, что мы можем сделать вместе?» Я даже не сразу сумел отреагировать. Теперь уже знаю, что можем сделать: то, что планировали, только быстрее и с еще большей решимостью.
--
В Польше началась досрочная предвыборная президентская кампания. Выборы состоятся 20 июня. Будут ли они иметь влияние на отношения с Россией?-- Эта кампания будет трудной. Не будет обычных дискуссий, потому что выборы проходят на фоне трагедии. Мы должны достойно их провести. Ничего нельзя исключить, но вряд ли выборы сильно повлияют на наши отношения. Ведь люди, возлагающие цветы и зажигающие лампадки, говорят политикам: не упустите шанс.