|
|
N°131, 24 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Школа без дураков
В Новосибирске проходит Третий международный фестиваль «Театр+ТВ»
Родина фестиваля телепрограмм о театре -- Омск, но с переездом в Новосибирск инициатора и председателя оргкомитета форума Бориса Мездрича (он стал директором новосибирского театра оперы и балета) фестиваль тоже поменял прописку. Новосибирск известен профессиональными телевизионщиками, а власти (полпред президента Леонид Драчевский и новосибирский губернатор Виктор Толоконский) благоволят всякого рода фестивалям. (Здесь квартируют «Рождественский фестиваль», фестиваль короткого кино, фестиваль этнической музыки и др.) Так что приемыш получил и моральную, и материальную поддержку.
«Театр+ТВ» напоминает не праздничное шоу, обычно ассоциирующееся со словом фестиваль, а семинар профессионалов. Зрителей нет -- только авторы 45 программ из многих регионов России и примкнувшие к ним известные тележурналисты из Японии, Чехии, Италии. В режиме нон-стоп с десяти утра и до поздней ночи идут просмотры, обсуждения, семинары. Показ программ -- и профессиональный, жесткий, часто нелицеприятный разговор, на который бывают способны только собратья по цеху. От критических стрел не защищены и мэтры тележурналистики -- Владимир Оренов, Екатерина Уфимцева (Москва), Ирина Михайлова (Санкт-Петербург), Томаш Шимерда (Чехия), Андреа Андерман (Италия), Кен Мураи (Япония), несмотря на то, что они ведут мастер-классы. Обсуждая чисто профессиональные детали (количество монтажных смен, ракурс появления в кадре, интонация ведущего и проч.), тележурналисты решают главный вопрос: как сохранить на экране магию театра. Получается -- но редко. Хотя именно фестиваль показал, сколь много ярких, профессионалов делают передачи в провинции. Достаточно назвать Веру Баранникову (Самара), снявшую показанный на предыдущем фестивале ироничный, острый и умный сюжет «Ростропович уехал» о постановке «Видений Иоанна Грозного». Или Елену Медведскую, много лет назад организовавшую на омском телевидении программу «Семнадцатый тост», а теперь перебравшуюся в Новосибирск.
Ольга Никифорова и Елена Медведская решили построить фестиваль как «игру в школу». Участников поделили на классы. Всем выдали дневники с расписанием уроков, приказами директора, шутливыми замечаниями. Например, в дневнике Владимира Оренова (программа «Фрак народа») красуется запись: «Уважаемые родители, ваш сын Вова пришел на урок труда во фраке. Купите мальчику школьную форму». А у редактора программы «Театр+ТВ» Марины Швыдкой написано: «В школьном сочинении «Кем быть» ваша дочь Марина написала, что хочет стать женой министра. Обратитесь к психиатру». Как во всякой приличной школе, здесь есть стенгазета -- «Отсебятина».
Игра помогает делу, быть может, лучше, чем непременные на других фестивалях награды. Здесь их нет. Как нет «лучших» и «худших». Есть взаимное обучение, дружество и верность идеалу -- союзу театра и ТВ.
Наталья УВАРОВА, Новосибирск--Москва