|
|
N°151, 20 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без вина
"Красное сухое" в галерее "Манеж"
Выставка "Красное сухое" имеет исключительно благородную цель: не то чтобы совсем отучить публику от пьянства, но сменить ее алкогольную ориентацию -- вино вместо водки. Известный «винный критик» Игорь Померанцев, автор радиопередач и журнальных публикаций о вине, издал книгу «Красное сухое», написанную, соответственно, в жанре «винной прозы». Якобы вино -- это тоже искусство, поэтому на сорта вин надо писать рецензии -- как на выставку или спектакль. Галерея «Манеж» устроила экспозицию, которая должна была не только воплотить концепцию Померанцева, но и подтвердить ее легитимность в области изобразительного искусства. Вторая часть не очень получилась.
В идеале «винное искусство» должно быть создано на «винном дискурсе», от него ждешь чего-то вроде галлюциногенных, наркотических фантазий. Вместо этого в лучшем случае изображение бутылок, а в худшем -- просто картины, написанные красной краской (можно было повесить еще гравюры, выполненные в технике «сухой иглы»). Работы в основном -- холст, масло. Авторы в основном -- бывшие левомосховские художники, в последнее время оставшиеся немножко не у дел (не вполне салон, но и не вполне актуальное искусство). Лучшая работа на выставке -- проект Алексея Калмыкова «Отчет о двухлетнем пьянстве», серия больших фотографий пробок от винных бутылок. Самая смешная -- деревянная скульптура-мобиле Александра Соколова «Демонстратор творческого вдохновения», крутишь эту конструкцию как жернова и получаешь, как сказано в пресс-релизе, «творческий заряд». Но самым концептуальным кажется участие в выставке художника Гарифа Басырова -- первого отечественного иллюстратора повести «Москва--Петушки», изданной у нас в конце 80-х. Что характерно, повесть и рисунки публиковались в журнале «Трезвость и культура».
Николай МОЛОК