|
|
N°76, 05 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть прием
Усыновление российских детей американцами не будет прекращено
Граждан США не лишат права на усыновление детей из России. Недавний инцидент с восьмилетним Артемом Савельевым, которого американская приемная семья отправила одного на самолете, приложив к ребенку записку об отказе от усыновления, вопреки ожиданиям не привел к запрету на передачу российских детдомовцев на воспитание за океан. Однако этот скандал побудил Москву и Вашингтон более четко прописать правовую базу для этого вида семейных отношений. Плодом межгосударственных переговоров, начавшихся в конце минувшей недели под эгидой российского МИДа, должно стать двустороннее соглашение об усыновлении между РФ и Соединенными Штатами. «У американской стороны есть две недели на рассмотрение соглашения, внесение своих поправок и предложений. 12 мая 2010 года в Москве мы будем обсуждать каждое положение договора и точно будем знать, какой срок нам понадобится, чтобы договор был подписан и ратифицирован как Америкой, так и Россией», -- пообещал по окончании первого этапа переговоров уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов.
Напомним, что в середине апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о том, что процесс усыновления российских детей гражданами США может быть заморожен. Разморозка, по мнению г-на Астахова, может наступить довольно скоро, после перезагрузки законодательства. Американские контрагенты переговоров настроены не столь оптимистично -- по их мнению, подготовка окончательного текста соглашения может занять несколько месяцев. Омбудсмен Астахов призвал Вашингтон не затягивать с принятием решения и предупредил: Россия вняла просьбам американцев и не ввела мораторий на усыновление лишь в виду готовности Штатов к переговорам. «Если договор между Россией и США не будет подписан, иностранное усыновление будет прекращено как не соответствующее требованиям закона», -- говорится в распространенном вчера заявлении г-на Астахова. «Мы согласились пока не вносить соответствующий законопроект в Госдуму, хотя он разработан группой юристов и находится в профильном комитете российского парламента», -- заявил российский уполномоченный по правам ребенка.
С американской стороны переговоры вел зампомощника госсекретаря США по консульским делам Майкл Керби; Россию помимо г-на Астахова представляли сотрудники МИДа, Минобрнауки и Генеральной прокуратуры. По словам российского детского омбудсмена, текст договора, переданный американцам, «во многом учтет нормы Гаагской конвенции об усыновлении (которую ратифицировали США), однако существенно расширит ее границы». Договор в том числе предусматривает создание единого органа, «который будет решать все вопросы, связанные с передачей российских детей на иностранное усыновление». Этот же орган, как предполагается, будет отслеживать последующую судьбу усыновленных россиян. Сейчас такой мониторинг практически не ведется, посетовал г-н Астахов. На сегодняшний день американские агентства по усыновлению имеют более 450 задолженностей по регулярным отчетам о положении 240 российских детей. «Агентства просто не предоставляют отчеты, нарушая даже собственное, американское законодательство», -- заявил детский омбудсмен.
В частности, как подчеркнул один из участников переговоров -- представитель Минобрнауки Сергей Вителис, хотя с момента возвращения Артема Савельева в Россию прошел почти месяц, российская сторона до сих пор не знает, ведется ли расследование этого инцидента. Остается неизвестным, что именно побудило «американскую маму» Энн Тори Хансен депортировать своего восьмилетнего приемного сына. Если бы компетентные структуры -- органы опеки и агентства по усыновлению -- подходили к выбору новых родителей более ответственно и если бы за положением приемышей велся действенный контроль, то жестокого обращения с российскими детьми удалось бы избежать, подчеркнул г-н Вителис. «С того момента, как Россия начала передавать своих детей на иностранное усыновление, по вине усыновителей погибло 18 приемных детей, из которых 17 -- в США», -- констатировал представитель Минобрнауки.
«Договор предусматривает, что усыновление будет происходить только через аккредитованные агентства, за исключением тех случаев, когда ребенок усыновляется родственниками», -- приоткрыл детали предложений российской стороны Павел Астахов. По его мнению, новое межгосударственное соглашение также позволит застраховать детей от попадания к «неправильным» родителям: потенциальных усыновителей обяжут проходить психологическое тестирование и курсы подготовки. Аналогичные требования будут прописаны в соглашениях, которые должны быть заключены с Израилем, Великобританией, Францией, Испанией и другими странами, граждане которых активно усыновляют детей из России.
Если Соединенные Штаты ратифицировали Гаагскую конвенцию об усыновлении (на которую ссылается г-н Астахов), то Россия пока не поставила свою подпись под этим международным соглашением, отмечает председатель фонда «Право ребенка», член Общественной палаты Борис Альтшулер. Правда, и США ратифицировали документ недавно -- менее двух лет назад. По распоряжению Барака Обамы был создан национальный комитет по усыновлению -- госорган, который курирует в том числе вопросы, связанные с сиротами из-за границы. Однако в Америке отсутствует профессиональное сопровождение приемных семей -- аналог российского института патроната, подчеркивает г-н Альтшулер. Впрочем, отмечает правозащитник, такого института теперь нет и в России -- по мнению Альтшулера, принятый в позапрошлом году федеральный закон «Об опеке и попечительстве» сделал чрезвычайно трудным существование патронатных семей. В результате усыновленные дети зачастую отправляются назад в детдома. По данным председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, за последние два года было возвращено из патронатных семей обратно в интернаты и детдома около 30 тыс. детей.
Предложение запретить усыновление российских детей американцами, с которым выступили однопартийцы г-жи Мизулиной по «Справедливой России» совместно с депутатами от КПРФ и ЛДПР, не нашло поддержки у думского большинства. Вчера стало известно, что президиум фракции «Единой России» не рекомендовал депутатам-единороссам поддерживать обращение к премьеру Владимиру Путину, «в котором содержится просьба временно приостановить усыновление гражданами США российских детей». Собственно, принять закон, запрещающий иностранное усыновление, не так просто, как об этом заявил американцам г-н Астахов. В думском комитете по вопросам семьи, женщин и детей подчеркивают, что нынешний Семейный кодекс допускает усыновление, причем приемными родителями не обязательно должны быть россияне. «Соответственно приостановление усыновления иностранными гражданами, в том числе гражданами США, российских детей возможно только путем внесения изменений в Семейный кодекс либо путем принятия федерального закона о приостановлении действия п. 4 ст. 124 Семейного кодекса», -- подчеркивается в заключении, которое выдал профильный комитет Госдумы.
Михаил МОШКИН