Время новостей
     N°131, 24 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.07.2002
Тайна Совета Федерации
Неизвестный коллектив готовит возвращение земель Русской православной церкви
Церковь должна владеть землями, которые принадлежали ей до октябрьской революции 1917 года. В этом суть законопроекта, который появится уже осенью, пообещал вчера глава аграрного комитета Совета Федерации Иван Стариков. По его подсчетам, во владении у монастырей и приходов было порядка 3 млн гектаров земли, и вернуть их теперь можно из Фонда перераспределения сельхозземель, в котором находится до 40 млн га.

Где именно пишется проект закона (в Кремле, Белом доме или одной из палат парламента), г-н Стариков уточнять отказался, а по поводу персонального состава авторского коллектива вообще заявил газете «Время новостей», что «это строжайшая тайна». Не исключено, что проект разрабатывается именно в недрах Совета Федерации, который, отработав год «по-новому», все еще не нашел себе места в системе власти и был бы рад любой громкой инициативе.

Первой ее, без сомнения, поддержит Московская патриархия. «Сейчас все земли под церковными строениями, а также используемые монастырями в качестве сельскохозяйственных угодий переданы РПЦ в безвозмездную долгосрочную аренду, -- пояснил газете «Время новостей» руководитель службы коммуникации отдела внешних церковных связей МП Виктор Малухин. -- Но вопрос о возвращении земель в собственность церкви уже неоднократно обсуждался на заседании различных комиссий, в том числе и в правительстве, куда приглашали и представителей патриархии». Конкретного списка угодий, на которые претендует РПЦ, пока не существует -- в патриархии ждут, когда вопрос будет решен в принципе.

Всерьез о «хотя бы частичной компенсации утраченных строений, земель, ценных предметов искусства» иерархи церкви впервые заявили на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ в сентябре 2000 года. Патриарх и епископы даже обратились к Владимиру Путину с просьбой «употребить все возможные усилия» для подтверждения права церкви на земли, национализированные большевиками после Октябрьского переворота. Желание получить компенсацию за утраченное имущество священнослужители объясняли финансовым кризисом приходов, который усугубился после дефолта в 1998 году. И утверждали, что в противном случае государство не сможет рассчитывать на помощь РПЦ в формировании нравственно устойчивой нации. В администрации президента обращение из патриархии встретили с некоторым недоумением -- в Кремле считают, что государство и так сделало в этом отношении очень много: с 1992 года после соответствующего распоряжения первого президента России Бориса Ельцина церкви были возвращены множество строений, тысячи икон, разнообразная утварь. К тому же РПЦ получила ряд таможенных и хозяйственных льгот, которые, впрочем, стали источником громких «табачных» и «водочных» скандалов. Но первые лица РПЦ не сняли земельный вопрос с повестки дня и периодически пытались найти сторонников во властных и общественных структурах. А в конце прошлого года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на бюро отделения экономики Российской академии наук объяснял ученым, что программы церкви по борьбе с беспризорностью и наркоманией заработают в полную силу, лишь если РПЦ получит ресурсы и право активно заниматься хозяйственной деятельностью. Но в Совет Федерации и лично к главе аграрного комитета, по словам г-на Малухина, Московская патриархия не обращалась.

Сам Иван Стариков считает, что готовящийся законопроект призван «восстановить историческую справедливость». Однако исторической справедливости тогда потребует не только церковь, но и все, кто пострадал от большевистского переворота 1917 года. Если сенаторы вернут дореволюционную собственность именно церкви, приняв ради нее специальный закон, то в лучшем случае этот закон не будет работать. Обиженные без труда докажут в Конституционном суде его несостоятельность как акта, нарушающего равенство перед законом. «Если возвращать собственность, то всем, а не избранным», -- заявил газете «Время новостей» Борис Золотухин, входивший некогда в группу разработчиков Конституции. Сенаторам придется тогда принять новый закон о возврате собственности всем, то есть о полной реституции.

Как минимум «под вопросом окажутся итоги прошедшей приватизации», заявил корреспонденту газеты «Время новостей» кандидат юридических наук Владимир Энтин из адвокатской фирмы «Клишин и партнеры». Идею, озвученную сенатором Стариковым, юрист сравнивает с «зажженным фитилем, засунутым в бочку с порохом с целью согреться». Для эксперта неправительственных организаций кандидата экономических наук Андрея Гудкова тоже совершено ясно, что возвратом собственности церквям дело не закончится, начнется полномасштабная реституция, которая мало чем будет отличаться от экспроприации и пойдет «по принципу большевиков -- грабь награбленное». В России, утверждает г-н Гудков, нет «ни одного дееспособного человека, который был бы собственником в 1917-м». Реституцию же проводили в тех бывших соцстранах, в которых социалистическая национализация случилась уже после второй мировой войны и где, соответственно, «живы те, кто еще помнит свою собственность, помнит рынок».

Впрочем, Иван Стариков уверен, что, начав с церкви, со временем можно будет принять закон о возвращении собственности «всем незаслуженно обиженным революцией».

Виктор ХАМРАЕВ, Мария НИКИФОРОВА, Максим БАЛУТЕНКО, Олег ВОЛКОВ