Время новостей
     N°75, 30 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.04.2010
Отказ от независимости
Минэнерго решило не строить НПЗ для малых нефтяных компаний
В Минэнерго больше не считают целесообразным строительство нового нефтеперерабатывающего завода, услугами которого смогли бы пользоваться независимые нефтяные компании, в том числе малые. Об этом в ходе прошедшего вчера «круглого стола» «О мерах по повышению эффективности функционирования российских НПЗ» заявил замначальника департамента Минэнерго по нефтепереработке Павел Карчевский. По его словам, реализация такого проекта предлагалась как кризисная мера, направленная на поддержание небольших отечественных НК, сегодня же ведомство готово предложить им в качестве альтернативы налоговые преференции.

Еще в феврале прошлого года, когда кризис был в самом разгаре и рентабельность добычи, особенно у малых предприятий, резко упала, российское Министерство энергетики предложило повысить эффективность независимых компаний отрасли за счет сегмента переработки. Так появилась идея строительства независимого НПЗ, куда малые компании смогли бы направлять сырье без дополнительных затрат. Мощность завода, для строительства которого даже была выбрана площадка в Тверской области, могла составить около 10 млн тонн нефти в год. Однако сегодня отношение к идее создания независимой перерабатывающей структуры поменялось у самих ее инициаторов. «Этих 10 млн для всех компаний не хватит», -- заявил вчера замглавы департамента Минэнерго Павел Карчевский. Впрочем, один завод вряд ли решил бы проблемы независимых поставщиков, к тому же добывающие мощности некоторых из них расположены за много тысяч километров от Твери. Желание Минэнерго отказаться от независимого НПЗ укрепляет, очевидно, и текущая ценовая конъюнктура на сырьевых площадках. С февраля 2009-го стоимость барреля «черного золота» увеличилась больше чем вдвое, с 40 до 85 долларов.

Без поддержки, впрочем, малые компании не оставят. «Сейчас мы готовим новую налоговую систему, которая позволит им генерировать в добыче нефти больше прибыли, чем в переработке», -- обнадежил нефтяников представитель Минэнерго. Он пояснил, что имеется в виду переход от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к налогообложению добавочного дохода (НДД). По словам аналитика ИК «Финам» Александра Еремина, переход к НДД, получаемого при добыче углеводородного сырья, при правильной его конфигурации действительно смог бы заменить потребность в новом НПЗ. «Мелкие компании, безусловно, должны от этого выиграть. Скорее всего, ставка НДД будет зависеть от размера предприятия. Возможно, ставка налога напрямую или косвенно будет привязана к транспортным издержкам. На ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании. -- Ред.) отсутствие нового НПЗ не окажет влияния, для них будет свой расчет ставки НДД», -- полагает эксперт. В то же время он заметил, что ждать введения нового налога придется еще как минимум два года. Тем временем нефтяной рынок, на котором спекулянты уже успели раздуть новые пузыри, не застрахован от повторения кризисного обвала. Кроме того, как заметил аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин, независимый перерабатывающий завод был бы интересен не только непосредственно поставщикам. «Новый НПЗ, в котором государство могло бы продать доли желающим по рыночной цене, позволил бы создать механизм более прозрачного ценообразования. Если же подобные объекты появились бы сразу в нескольких субъектах, то они позволили бы решить вопрос с недостатком качественного моторного топлива в некоторых регионах», -- добавил эксперт.

АИ-92. Дозаправка

Минэнерго, по словам замначальника департамента по переработке нефти Павла Карчевского, готово рассмотреть вопрос об исключении из технического регламента по моторному топливу требования прекратить производство бензина Аи-92 с 2012 года. «Это не потребует больших изменений техрегламента. Думаю, в мае мы сможем это подготовить», -- сказал г-н Карчевский. Он пояснил, что сейчас бензины Аи-92 пользуются значительным спросом со стороны как сельскохозяйственных организаций, военных, так и автомобилистов. При этом основную часть автомобилистов, потребляющих Аи-92, составляют люди со средним достатком или малообеспеченные. Отказ от производства этого вида топлива может привести к значительным социальным проблемам. В прошлом году нефтепереработчики просили продлить срок выпуска 92-го бензина, поскольку полное замещение этого бензина маркой Аи-95 уже через два года приведет к его значительному удорожанию и снижению объемов производства, в то время как автомобильный парк существенно не изменится. ИНТЕРФАКС

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ