Группа депутатов парламента Южной Осетии, самопровозглашенного государства, суверенитет которого
Россия официально признает с августа 2008 года, объявила о намерении инициировать вотум недоверия правительству республики. 12 парламентариев подписались под обращением к спикеру парламента Станиславу Кочиеву с просьбой включить вопрос о вотуме недоверия министрам в повестку ближайшего заседания законодательного органа.
«В течение шести дней, то есть до понедельника, 3 мая, президиум парламента должен определиться с датой сессии», -- уточнил в беседе с корреспондентом российского агентства Интерфакс вице-спикер парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты. Он пояснил, что на сессии будет серьезное обсуждение поступившей инициативы, после чего депутаты проголосуют, ставить им вопрос о вотуме недоверия или нет.
Инициаторы отставки правительства ссылаются на норму республиканской конституции и парламентского регламента. Сторонники вотума недоверия считают, что правительство не выполняет взятых на себя обязательств, процесс послевоенного восстановления Южной Осетии идет с нарушениями, а число рабочих мест сокращается, хотя в республику якобы возвращаются люди.
Этот набор претензий дополняется пунктами о бросающейся в глаза задержке с формированием бюджета на текущий год, о нецелевом расходовании бюджетных средств и о неспособности кабинета министров представить внятную программу социально-экономического развития республики. «Последним сроком для направления в парламент этих документов (проекта бюджета на 2010 год и программы развития. --
Ред.) была обозначена дата 23 апреля. Но на сегодняшний день они так и не были представлены. Время идет, деньги есть, Россия выделила для Южной Осетии 4,5 млрд руб. Мы не хотим принимать бюджет по факту в конце года», -- говорит вице-спикер Юрий Дзиццойты.
Главу кабинета министров Южной Осетии Вадима Бровцева новость о готовящемся вотуме недоверия застала в Москве, где он, по данным некоторых российских СМИ, встретился в среду с министром регионального развития РФ Виктором Басаргиным, главой администрации президента России Сергеем Нарышкиным и секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым.
Очевидно, премьер-министр Южной Осетии сознает шаткость своего положения и ищет мощной поддержки в Москве. Некоторые агентства передали вчера сообщение, будто бы г-н Бровцев намеревается подать в отставку. Если данные подтвердятся, это будет означать, что премьер Южной Осетии не нашел поддержки в высоких московских кабинетах. Некоторые агентства (в частности, Regnum и «Осинформ») вообще опровергли информацию о его встречах: г-н Нарышкин якобы в командировке, а в Совет безопасности Вадима Бровцева вызывали для отчета.
Вчера стало известно, что Вадим Бровцев подал в суд на агентства Regnum и «Осинформ» иски о защите чести и достоинства. Главным редактором Regnum является бывший чиновник президентской администрации Модест Колеров, которого считают одним из основных лоббистов Эдуарда Кокойты. Это только подтверждает, что между г-ном Кокойты и его премьер-министром
(на снимке) разгорелся нешуточный конфликт.
Южной Осетии вообще не везет с премьер-министрами. Премьер Юрий Морозов, который взял на себя значительную часть тылового обеспечения в момент вооруженного конфликта с Грузией в августе 2008 года, был уволен сразу же после войны. Официально за то, что покинул республику, по неофициальной версии, потому что слишком хорошо знал о подробностях поведения самого Эдуарда Кокойты в дни конфликта, трудно совместимых со статусом национального героя и спасителя. Вместо премьер-министра в первые послевоенные месяцы Южной Осетией руководил созданный президентом чрезвычайный комитет, а по сути, сам Эдуард Кокойты и несколько его ближайших сторонников. Именно они отвечали за получение и распределение первой помощи из России, которая, как известно, в большинстве своем не достигла цели, а отчасти по необъяснимой причине вернулась из Южной Осетии в Северную и продавалась там в магазинах.
В октябре 2008 года правительство Южной Осетии возглавил бывший руководитель управления Федеральной налоговой службы по Северной Осетии Асламбек Булацев. Но сразу же после его прибытия в Цхинвали раздался нескрываемый ропот сторонников президента Кокойты, которые намекали, что Южная Осетия -- суверенная страна, и Россия не вправе навязывать ей своих чиновников в качестве премьер-министров. Г-н Булацев не продержался в своем кабинете и пары недель: ему пришлось покинуть республику, хотя он некоторое время еще продолжал числиться номинально главой ее правительства. Реальное управление распределением поступающих из России средств снова сосредоточилось в руках окружения президента Кокойты.
В августе 2009 года премьер-министром Южной Осетии стал Вадим Бровцев, глава строительной фирмы из города Озерска Челябинской области и знакомый Виктора Басаргина, министра регионального развития РФ, чье ведомство является основным исполнителем и координатором всех российских экономических проектов, связанных с Южной Осетий. Кандидатура г-на Бровцева без проблем была утверждена только что избранным югоосетинским парламентом, тем самым, который теперь ставит вопрос о вотуме недоверия. Вадим Бровцев начал структурную реформу кабинета, чтобы сделать именно правительство ключевой структурой, ответственной за получение, распределение и контроль расходования денег, получаемых из России.
Однако в Южной Осетии почти сразу же заговорили о том, что новый премьер нужен Минрегиону РФ, чтобы следить за деньгами и строительными подрядами в интересах ведомства и отдельных его руководителей. Сейчас осведомленные источники в Цхинвали утверждают, что премьеру удалось успешно провести конкурсы, в результате которых подряды на строительство достались компаниям, связанным с ним лично и с руководством Минрегиона России, а не компаниям, в которых есть интерес г-на Кокойты и его окружения. Вполне вероятно, что именно эти конкурсы и стали реальной причиной конфликта между премьером и президентом.
Вероятна также политическая версия: Вадима Бровцева могут «раскачивать» как слишком самостоятельного премьера те сторонники действующего президента Южной Осетии, которые считают, что он мог бы сохранить свою власть после истечения в будущем году второго президентского срока, пересев в кресло премьер-министра. Продлить президентство путем снятия конституционного ограничения Эдуард Кокойты не может после того, как в прошлом году Сергей Нарышкин во всеуслышание объявил, что такая правка конституции Южной Осетии в Кремле рассматривается как нежелательная. Рокировка же и постепенный перенос центра тяжести политической жизни в правительство будут возможны только если в кресле премьера на момент истечения срока президентства г-на Кокойты окажется более управляемая и контролируемая фигура, нежели г-н Бровцев. Возможно, готовиться к большим маневрам будущего года окружение югоосетинского президента начинает уже сейчас.
Правда, в парламенте Южной Осетии, хотя он и сконструирован как абсолютно управляемый, может возникнуть проблема с вотумом недоверия. Считается, что спикер парламента Станислав Кочиев в последнее время сблизился с премьером Вадимом Бровцевым и не хотел бы, чтобы тот уходил в отставку. Некоторые считают, что г-н Кочиев участвует в коррупционных схемах, неизбежно возникших в кабинете министров г-на Бровцева, и видит в премьере возможное связующее звено между собой и Москвой, поддержка которой понадобится, если лидер югоосетинских коммунистов, 20 лет мечтавший о президентстве, решит принять участие в президентских выборах. По другой версии, контакты премьера и спикера носят исключительно рабочий характер: премьер информирует главу парламента о том, что тому положено знать про распределение российских денег и ход восстановления.
Но Станислав Кочиев получил должность спикера по большому счету из уважения к политическому стажу и из желания президентской команды хотя бы частично ретушировать результат парламентских выборов. Г-н Кочиев в отличие от г-на Кокойты не опирается в парламенте на большинство, и если президент решит начать процедуру вотума недоверия, она неизбежно начнется. А среди лояльных депутатов немало фигур, способных заменить коммунистического председателя.
Поэтому вполне логична попытка Вадима Бровцева поискать поддержки в Москве. Адреса, по которым он пришел, легко объяснимы: Виктор Басаргин его давний знакомый, у Николая Патрушева есть заместитель Юрий Зубаков, который от имени Совбеза курирует Южную Осетию, а Сергей Нарышкин еще год назад дал понять, что он (и, вероятно, его шеф Дмитрий Медведев) не в восторге от идеи политического увековечивания Эдуарда Кокойты. По некоторым данным, в подготовке московских встреч югоосетинского премьер-министра принимали участие отдельные лидеры югоосетинской оппозиции, вынужденные жить за пределами республики.
Исход баталии остается неясным. Если московские визиты г-на Бровцева действительно имели место, они обозначили весьма широкий круг возможных высокопоставленных оппонентов г-на Кокойты. С другой стороны, этот политический деятель известен удивительной прочностью своих позиций, которая невольно наводит на мысль о сравнении с президентом Чечни. С той разницей, что президенту Чечни в его республике, поднятой из руин после гораздо более продолжительной и страшной войны, чем боевые действия в Южной Осетии в августе 2008 года, действительно есть чем гордиться.