|
|
N°75, 30 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От грека подальше
России опасно наращивать дефицит бюджета при высокой цене на нефть
Российско-украинские соглашения по газу и продлению срока пребывания российского Черноморского флота на базе в украинском Севастополе до 2042 года не способны нанести серьезный ущерб российскому бюджету. Даже если верить расчетам, что цена скидки на газ увеличит дефицит федерального бюджета на 4 млрд долл., это всего 4% от того разрыва между доходами и расходами, который уже заложен в основном финансовом документе 2010 года. Но саму тенденцию наращивания размера бюджетного дефицита при высокой цене на нефть экономисты считают потенциально опасной, намекая на финансовую ситуацию в не располагающей энергоресурсами Греции. Косвенно опасность наращивания дефицита бюджета признается и российским правительством. Только что обнародовано постановление кабинета министров, отменяющее обязательную ежемесячную публикацию отчетов о движении средств на счетах Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Связь между соглашением с Украиной и российским бюджетом объясняется тем, что 30-процентная скидка предполагается за счет обнуления экспортных пошлин на поставляемый на Украину газ, то есть весь дисконт будет обеспечен за счет российского бюджета. Это подтвердил и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Сразу после подписания соглашений в Харькове он поспешил заверить, что «изменения в контракт внесены в соответствии с межправительственными договоренностями и не ухудшают экономику «Газпрома».
Владимир Путин описал размеры бреши, которую пробьют двусторонние соглашения в российском бюджете: «Эти деньги (пока можно говорить о 3 млрд долл. на 2010 год и 4 млрд в 2011-м) были учтены в доходной и в расходной части российского бюджета. Это очевидные выпадающие доходы. По сути, это будет означать для нас увеличение дефицита бюджета. А если Украина будет делать бюджет, исходя из сниженной цены на газ, то тогда у вас дефицит будет даже меньше, чем у нас. У нас дефицит планировался в этом году шесть с лишним (6,8% ВВП. -- Ред.), а у вас будет меньше -- пять с небольшим (утвержден Верховной радой 27 апреля в размере 5,2% ВВП. -- Ред.)».
Однако описанные российским премьером угрозы нашему бюджету специалисты считают преувеличенными. Заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко заверила, что ни решения по экспортным пошлинам для Белоруссии и Украины, ни обнуление экспортной таможенной пошлины на нефть с месторождений Восточной Сибири не являются поводом для пересмотра заявленного в бюджете размера его дефицита.
«Нельзя сказать, что наша экономика (в результате соглашений с Украиной. -- Ред.) потеряла какую-то существенную долю дохода. 120 млрд руб. -- это поддержка одного крупного предприятия (например, «АвтоВАЗа») во время кризиса, может быть, двух. Мы приобрели намного больше, -- убежден директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко. -- Главное -- это стабильность и предсказуемость дальнейших поставок газа и на Украину, и в Европу».
«Украина по той цене, которая была зафиксирована до этого соглашения, в принципе давно уже платить не может. Она расплачивается с нами деньгами, которые у нас же берет в долг. Для государства это была непосильная ноша. Нам бы это грозило продолжением газовых войн», -- опасается эксперт. Между тем, по некоторым оценкам, потери «Газпрома» от российско-украинской «газовой войны» начала 2009 года составили 1 млрд долларов.
Сделанная Украине скидка -- сумма ощутимая, но не гигантская, полагает главный экономист инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Алексей Моисеев. «4 млрд долл. -- это приблизительно 0,3% ВВП. Они вполне могут быть компенсированы за счет роста объемов поставок и цен на газ в Европе, -- предполагает эксперт. -- Тем более что альтернативой являлось бы срочное строительство военно-морской базы в Новороссийске. А так как естественных бухт там нет, то придется строить и бухту. Я не знаю, во сколько десятков миллиардов долларов это обошлось бы России. С учетом слабости транспортной инфраструктуры и чрезмерной загруженности действующего торгового порта это дало бы Сочи (олимпийский проект. -- Ред.), умноженное на пять. Плюс эти соглашения являются частью более широкой экономической кооперации с Украиной».
Вряд ли российско-украинские соглашения негативно скажутся и на кредитном имидже России. В конце апреля наша страна впервые с 1998 года разместила на международном финансовом рынке свои еврооблигации на общую сумму 5,5 млрд долл. В 2011--2012 годах Россия намерена ежегодно занимать за рубежом еще по 7 млрд долл. И вряд ли газовые договоры способны этому помешать, уверен г-н Тищенко. «Спрос на российские ценные бумаги в апреле в пять раз превышал предложение. Мы могли бы смело снизить цену этих заимствований. В мире разве что американские ценные бумаги заметно дешевле нашего размещения, -- полагает эксперт. -- Жест в отношении Украины может даже подхлестнуть желание дать нам в долг. Любой инвестор понимает, что если Россия может так запросто простить 4 млрд долл. в год, то государство чувствует себя неплохо».
Экономистов беспокоит не цена российско-украинских договоренностей, а сама тенденция наращивания дефицита бюджета при весьма высоких ценах на нефть. «Мы уже находимся в очень неприятной ситуации, когда бюджет балансируется при цене на нефть лишь в 95 долл. за баррель, -- предостерегает старший экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский. -- Для бюджета эта цифра не маленькая. Она сопоставима с объемом наших недавних заимствований за рубежом». Он полагает, что потребуется корректировка бюджета «с учетом новых реалий», имея в виду российско-украинские соглашения. «Пример Греции показывает, к чему могут привести игры в популизм и политика бездумного заимствования. Рано или поздно вам перестают верить. Как бы удачно вы ни размещались на первых порах, помнят только то, что сейчас плохо. Поэтому политика сдерживания госдолга должна быть приоритетом для России», -- убежден экономист.
Правда, он не исключил, что с учетом особенностей обложения пошлинами газа, который поставляется на Украину, цены транзита через ее территорию, а также нашей ежегодной платы в 100 млн долл. за Черноморский флот размер выпадающих доходов российского бюджета в итоге окажется существенно меньше 4 млрд долларов.
Чтобы лишний раз не нервировать рынок, правительство разрешило Министерству финансов временно не публиковать информацию о движении средств по счетам Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Соответствующее постановление было подписано премьером Владимиром Путиным 21 апреля -- как раз в день заключения исторических харьковских соглашений по газу и флоту. Согласно решению правительства до 1 февраля 2012 года Минфин может не публиковать в Интернете сведения о величине активов Резервного фонда и ФНБ, а также сведения о зачислении средств в фонды, их размещении и использовании. Кроме того, до 1 января 2013 года Минфин не обязан публиковать сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов бюджета.
В пресс-службе Минфина такое решение объяснили тем, что до указанных дат пополнение Резервного фонда и ФНБ не предусматривается. В соответствии с принятыми в апреле прошлого года поправками к Бюджетному кодексу с 1 января 2010 года все нефтегазовые доходы поступают на счета федерального бюджета и не уходят в фонды, а используются на текущие расходы. То же самое происходит и со средствами, полученными от управления деньгами фондов. «Раз исключается направление нефтегазовых доходов в фонды, то соответственно исключается и отчетность по их направлению», -- объяснили Интерфаксу в Минфине. Но там все же пообещали публиковать пресс-релизы по использованию и управлению средствами Резервного фонда и ФНБ. «Это не очень красиво, прямо скажем. Прозрачности это не добавляет. И непонятно, зачем это надо», -- недоумевает Алексей Моисеев.
Подробные данные решили не публиковать, чтобы не дестабилизировать ситуацию на фондовых рынках, убежден Максим Тищенко из АКГ «РБС». «Вроде бы мы начинаем выходить из кризиса. Хотя, на мой взгляд, просто свыклись с тем, что мы в кризисе. Но снижение резервов государства, скажем, на 10 млрд долл. может вызвать нервную реакцию игроков на рынке. Российский фондовый рынок очень чувствителен к любым положительным и отрицательным тенденциям. Если в мире колебания на проценты считаются серьезными, то у нас и сейчас индекс, например, РТС может на 5% туда-сюда бегать. Если убрать хотя бы один из дестабилизирующих или стимулирующих факторов, то волатильность рынка будет пониже», -- полагает эксперт.
Резервный фонд заканчивается, а средства ФНБ могут подстерегать различные неприятные сюрпризы. «ФНБ -- это виртуальные деньги, их нельзя моментально извлечь, как из золотого запаса. Они размещены в иностранных ценных бумагах, их давали Внешэкономбанку на поддержку российских предприятий во время кризиса, а затем конвертировали в акции этих предприятий», -- напоминает г-н Тищенко. Ясности же в том, что будет происходить на мировых рынках или какое будущее ждет однажды спасенные российские компании, нет.
За прошлый год из Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета изъято 3 трлн руб. Сейчас в нем остается 1,8 трлн руб., а к концу 2010 года он будет исчерпан полностью. По данным на 1 апреля 2010 года, в ФНБ находилось 2,6 трлн руб. Окончательно побороть дефицит бюджета Минфин обещает к 2015 году.
Андрей СУСАРОВ