|
|
N°75, 30 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Енотовидная атака
«Месть пушистых» на московских экранах
Из опасного и шумного Чикаго в относительно девственный Орегон переезжает с семьей застройщик Дэн Сандерс (Брендан Фрейзер) -- по заданию своего босса мистера Лаймана (Кен Чон, на которого после череды его блистательных эскапад в «Мальчишнике в Вегасе» трудно смотреть без слез умиления) он намеревается превратить часть национального парка в новый элитный район. От рассвета до заката грохочут шагающие экскаваторы и прочая разрушительная техника, устранение одной бобровой дамбы обходится в полсотни тысяч долларов, но индийские (не путать с индейскими!) инвесторы готовы вкладывать еще более серьезные деньги -- все идет по плану. Однако штука в том, что коренные обитатели этих благословенных мест -- животные, птицы и, возможно, даже микроорганизмы -- во главе с не по размеру смышленым енотом отчаянно сопротивляются урбанистическим эскападам и объявляют Сандерсу войну. Клык за клык, хвост за хвост.
Если существуют комедии «черные», то почему бы не случиться и «зеленой»? Симпатичнейшие и весьма недурно очеловеченные с помощью компьютерной анимации типичные представители традиционной североамериканской фауны (опоссумы, скунсы, белки, суслики, совы, орлы, медведи, ну и, конечно, еноты) на протяжении полутора часов весьма бодро доказывают, что они представляют собой не только «ценный мех», но и далеко не призрачную угрозу для тех, кто рискнет посягнуть на их пенаты. Смотреть на грызунов, которые доводят неплохих в принципе двуногих до белого каления, вряд ли необходимо, но в любом случае приятно -- как будто боевик «Захват поезда 123» пересняли силами мышиной железной дороги. Или классический фильм ужасов «День животных» переделан создателями «Бейба».
Самым неожиданным во всей этой авантюре оказался, пожалуй, выбор постановщика. Вместо какого-нибудь профессионального «киноняня», съевшего на семейных комедиях не одну «говорящую собачку», в режиссерском кресле расположился Роджер Камбл -- однокашник комика Дэвида Швиммера; старый приятель лиричных похабников братьев Фаррелли, приложивший не оставившую в титрах отпечатков руку к сценариям самых забубенных их смехопанорам -- «Тупой и еще тупее», «Король кегельбана», «Кое-что о Мэри»; создатель «Жестоких игр» -- циничной до открытого хамства тинейджерской версии «Опасных связей» Шодерло де Лакло, и «Милашки» -- пожалуй, самой неприятной на чисто физическом уровне комедии о повседневных женских проблемах. Кажется, что от этого человека невозможно ожидать ничего, кроме отчаянного фарса, основное внимание в котором уделено физиологическим аспектам жизни диких животных. Без них, понятно, не обошлось -- тут и скунсы на все сто процентов оправдывают свою репутацию вонючек, и стая орлов ведет ковровую бомбардировку экскрементами, и вошедшая в легенды «медвежья болезнь» представлена во всей своей сомнительной красе, но желудочно-кишечная тема ни разу не выходит за рамки, дозволенные нынешним голливудским мейнстримом. «Месть пушистых» глупа и безобидна настолько, насколько это вообще возможно, и в этом она наследует традиции благословенного рейгановского эскапизма середины 80-х, который в свое время подарил пытающимся отвлечься от социальных проблем зрителям того времени огромное количество классического дуракаваляния. Кажется, что за последние четверть века на свете и вправду не случилось ничего более глобального и страшного, нежели разрушение очередной бобровой дамбы. Проходной, изобилующий штампами, по большому счету весьма и весьма умеренно потешный фильм производит тем не менее поразительно уютный и действенный эффект, подобный той «животворной летаргии», которую вызывает у главного героя фирменный травяно-грибной сбор, которым потчует всех желающих выжившая из ума аборигенка миссис Мартин (Элис Драммонд). Как было сказано в одной дореволюционной рекламе чудодейственного препарата на основе касторки -- «слабит нежно, не прерывая сна».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ