|
|
N°75, 30 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чи флот, чи ни
Адмиралы о будущем южных российских военно-морских сил
Вчера президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович завизировали ратифицированное Госдумой и Верховной радой соглашение по продлению на 25 лет срока пребывания Черноморского флота России в Крыму с 2017 года с возможностью автоматического продления еще на пять лет. Соглашение позволяет России провести модернизацию флота и всей инфраструктуры без его перебазирования в Новороссийск, где уже начала строиться соответствующая база. О необходимости модернизации Черноморского флота сразу после ратификации соглашения Госдумой заявил в нижней палате парламента министр обороны России Анатолий Сердюков. «Мы также получили поручение от президента России подготовить детальный план развития социальной инфраструктуры города Севастополя и Крыма в целом», -- добавил г-н Сердюков.
Правда, некоторые военные вопросы между Украиной и Россией, в том числе связанные с гидрографическими сооружениями в Крыму, остаются неурегулированными, заявил глава украинского МИДа Константин Грищенко. Они будут решаться в ближайшее время в рамках подкомиссии по ЧФ межправительственной комиссии. Необходимость согласования с Украиной замены кораблей флота не подлежит дополнительному обсуждению, поскольку это предусмотрено базовым соглашением 1997 года. В одностороннем порядке российская сторона заменять корабли не может.
Даже в советские времена Черноморский флот шутливо называли на украинский манер «Чи флот, чи ни». В отличие от Северного ("самый флот"), Тихоокеанского ("тоже флот") и Балтийского ("бывший флот"). Однако Анатолий Сердюков назвал Черноморский флот гарантом безопасности не только в Черном, но и в Средиземном море. Как теперь, после продления срока пребывания в Крыму, следует модифицировать самый южный флот России и его инфраструктуру, каким образом наращивать его боевую мощь? С этим вопросом военный обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ обратился к российским адмиралам, занимавшим в разные годы высокие военные должности и не понаслышке знающим проблему.
"Подводных лодок осталось полторы единицы"
Адмирал Владимир КОМОЕДОВ, бывший командующий Черноморским флотом (1998--2002), депутат Госдумы:
-- На Черном море надо, конечно, построить новый флот, поскольку современного там ничего не осталось. Последнее из нового, что было еще при мне, -- это корабль «Самум», переведенный с Балтийского флота. Кроме того, завели 24 единицы Су-24 (советский и российский фронтовой бомбардировщик, первый полет которого состоялся 40 лет назад. -- Ред.). И все. Флот идет по наклонной. Слабая ремонтная база, мощнейший завод имени Орджоникидзе -- на украинской территории, наших два завода, 13-й и 91-й, -- маломощные, не готовые поднять ремонтную базу всего Черноморского флота. Подводных лодок осталось полторы единицы. Все порезано и секвестрировано, начиная от культуры и заканчивая военными кадрами.
Убежден, что Черноморский флот не должен подлежать варварской реформе под названием «придание нового облика». Относиться к флоту надо как к любимому ребенку. Нужно заниматься поддержанием самой системы базирования флота. Хотя там в наличии достаточное количество причалов, но они стареют. Помимо этого есть система обеспечения боевой готовности. Это содержание оружия -- торпедного, ракетного, артиллерийского, минного, противолодочного. Оружие должно готовиться, перед тем как погрузить его на корабль. Это целая система, она есть, все там врыто в землю, в скалы, но и ее надо совершенствовать -- корабли будут меняться, а значит, меняться будет и вооружение.
Конечно, Черное море -- закрытый театр военных действий, но надо помнить, что рядом Средиземное море. Там варится вся политическая кухня Европы, Азии, Африки. Не напрасно же в Средиземном море США держат свой 6-й флот. И ему надо противостоять, как это раньше делала наша 5-я флотилия. За нашим уходом оттуда последовала бомбежка Югославии.
Конечно, модернизация Черноморского флота, пополнение его боевыми кораблями -- процесс длительный. Программа, о которой сказал президент России, должна иметь долгосрочный, перспективный характер.
"Не думаю, что есть большие перспективы развития Черноморского флота"
Адмирал Иннокентий НАЛЕТОВ, бывший командующий морскими силами Федеральной пограничной службы:
-- В упадке сегодня весь российский Военно-морской флот. Почему-то все командующие флотами, в составе которых есть флотилии и полнокровные дивизии, имеют звания всего лишь вице-адмиралов, чего не было ни в какие времена. В то же время военным округом, где войск значительно меньше, командует генерал армии, что соответствует адмиралу флота. В стране по-прежнему превалирует сухопутное мышление.
Что касается модернизации, то вряд ли внутренние флоты, запертые проливами (Балтийский и Черноморский), будут иметь крупные корабли. В Средиземное море ходит и Северный флот. Говорят о перспективных планах сегодня скорее потому, что продлен срок пребывания флота в Крыму. Если бы мы оставались там до 2017 года, незачем было и развивать его. В составе флота сегодня остались корабли, доживающие свои дни. За последние годы в России построен лишь один корвет, да вот сейчас потихоньку стали строить фрегаты. Крупных кораблей у нас не строят. Не думаю, что есть большие перспективы развития Черноморского флота.
Черное море -- небольшое, там надо иметь хорошие береговые ракетные комплексы, и они у нас есть, а также корабли ближней морской зоны -- корветы, в крайнем случае фрегаты. В береговой охране обстановка получше: корабли там некрупные, неэнергоемкие и не такие затратные.
"Желательно иметь флот на уровне Турции и США"
Адмирал Игорь КАСАТОНОВ, бывший командующий Черноморским флотом (1991--1992), первый заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом России:
-- В свое время нас, три военных округа и Черноморский флот, Борис Ельцин "сдал" Украине. Но моряки-черноморцы отказались принимать украинскую присягу -- я отдал такой приказ. И первое российско-украинское соглашение по флоту было подписано в 1992 году в Ялте. Так я "на тарелке с голубой каемочкой" целый Черноморский флот преподнес Ельцину. Но это история.
Думаю, нынешнее решение о продлении срока пребывания флота в Крыму позитивно повлияет на настрой моряков, их семьи -- все же решением их судьбы занимается высшее руководство страны. Но говорить отдельно о Черноморском флоте было бы неправильно -- модернизация всех четырех российских флотов идет по единому плану и замыслу. Речь о новых типах кораблей, самолетов, о совершенствовании структуры управления, повышения качества подготовки моряков. Если говорить о конкретике, мы всегда ориентировались на современные веяния, имеющиеся у вероятного противника. Наше оружие не хуже, а отдельные системы лучше.
Флот вопреки существующему мнению мы модернизировали бы и без соглашения о продлении срока пребывания в Крыму. Довооружали бы его и в Новороссийске. Конечно, желательно иметь флот на уровне аналогичных сил близлежащих государств -- Турции, США. И дело не только в количестве сил. Мы на своей территории: не хватает кораблей -- будет действовать авиация, не хватает подводных лодок -- будут действовать какие-то другие силы. У нас существует понятие межвидового применения флота.
|