Время новостей
     N°74, 29 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.04.2010
«Рассмотреть в особом порядке»
Публикацией «катынской папки» государство подтвердило подлинность содержавшихся в ней документов
Федеральное архивное агентство («Росархив») опубликовало на своем официальном сайте документы, имеющие отношение к расстрелу польских военнопленных в Катынском лесу в Смоленской области летом 1940 года. Оцифрованные постановления, циркуляры и служебные записки 70-летней давности были «вывешены» для публичного доступа по распоряжению президента Дмитрия Медведева. И хотя все они уже хорошо знакомы как российским, так и польским историкам, знаменателен уже тот факт, что эти свидетельства преступления появились на сайте одного из госорганов.

«Некоторое время назад я для того, чтобы и наши люди лучше знали, что произошло, дал поручение предъявить те результаты, которые уже есть», -- напомнил вчера глава российского государства, выступая в Копенгагене на совместной пресс-конференции с датским премьером Ларсом Расмуссеном. «Пусть все посмотрят -- посмотрят, что было сделано, -- подчеркнул г-н Медведев. -- Посмотрят, кто принимал решение, кто давал соответствующее поручение на уничтожение польских офицеров. Там все написано, подписи все стоят, лица все известны». Публикация архивов по массовым репрессиям будет продолжаться, пообещал президент.

Желающих ознакомиться с катынскими документами оказалось более чем достаточно. По словам пресс-секретаря «Росархива» Нины Буравченко, менее чем за сутки на интернет-портале ведомства было зарегистрировано более 2 млн заходов -- в результате сайт неоднократно «зависал». Как пояснили сотрудники Федерального архивного агентства, для широкого доступа были представлены «документы из папки №1», хранившиеся в закрытом архиве Политбюро ЦК КПСС. Наибольший интерес представляют записка, которую нарком внутренних дел Лаврентий Берия передал на имя Сталина 3 марта 1940 года, и принятое через два дня постановление Политбюро ЦК ВКП (б), согласно которому дела интернированных поляков предписывалось «рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания -- расстрела». Судя по автографам на записке, предложение поддержали Сталин, Ворошилов, Молотов и Микоян. Пометка на полях свидетельствует, что «за» высказались также тт. Калинин и Каганович. На сайте выложен и документ более позднего времени -- записка председателя КГБ Александра Шелепина от 3 марта 1959 года с предложением ликвидировать все дела по «операции, проведенной органами НКВД в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 5 марта 1940 г.».

Как рассказал в опубликованном на сайте «Росархива» интервью директор агентства Андрей Артизов, из записки Берии следует, что к весне 1940 года в лагерях для военнопленных «содержались всего, не считая солдат и унтер-офицерского состава, 14 тыс. 736 бывших офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, жандармов, тюремщиков, осадников, разведчиков, по национальности свыше 97% -- поляки». «Идет перечень, какие звания кто имеет, и дальше сообщается: предложить НКВД дела находящихся в лагерях военнопленных в количестве 14 тыс. 700, а также дела других арестованных рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания -- расстрела. Против этого предложения НКВД карандашом отмечено, что этот вопрос вынесен в особую папку и соответствующее постановление Политбюро по данному вопросу принято», -- рассказал журналистам г-н Артизов.

«Нельзя сказать, что эти факты являются новостью или в настоящий момент представляют научный или познавательный интерес. Обнародованные на сайте документы известны уже давно и многократно публиковались», -- заявил «Времени новостей» руководитель польской программы правозащитного общества «Мемориал» Александр Гурьянов. Он напомнил, что документы были переданы последним генсеком КПСС Михаилом Горбачевым первому президенту России Борису Ельцину, и в сентябре 1992 года комиссия президентского архива по ознакомлению с документами вскрыла этот пакет на плановом заседании.

«Как известно, документы были переданы правительству Польши, следовательно, не являются секретом и для польской стороны», -- в беседе с корреспондентом «Времени новостей» заметила адвокат Анна Ставицкая, представляющая в российских судах интересы нескольких польских граждан, родственников жертв Катыни. Именно на эти документы -- на записку Берии, постановление Политбюро -- опирались адвокаты, доказывая, что польские военнопленные были расстреляны по политическим мотивам и, следовательно, должны быть реабилитированы. По словам г-жи Ставицкой, в ходе расследования катынского дела экспертами была установлена подлинность подписи Лаврентия Берии. «Было допрошено большое количество свидетелей, в том числе показания дал бывший глава КГБ Александр Шелепин (скончавшийся в 1994 году), который подтвердил, что обращался с запиской к Хрущеву, после чего в течение нескольких дней сжигались учетные дела польских офицеров», -- рассказала г-жа Ставицкая.

По мнению адвоката, нынешнее обнародование материалов не поможет в отстаивании интересов поляков, добивающихся реабилитации своих родственников. «Мы просили признать родственников жертв Катыни потерпевшими и допустить их к материалам уголовного дела, которое вела Главная военная прокуратура России. Но дело по-прежнему засекречено, также под грифом «секретно» остается постановление о прекращении этого дела, в котором упоминаются лица, признанные виновными в расстрелах», -- пояснила Анна Ставицкая.

«Это более 100 томов засекреченных материалов, -- заявил корреспонденту «Времени новостей» председатель правления общества «Мемориал» историк Арсений Рогинский. -- Возможно, в материалах ГВП ничего особенного нет, но есть вероятность, что в закрытом деле содержатся детали, важные не только для поляков, но и для нас». Впрочем, подчеркнул г-н Рогинский, в данном случае претензий к «Росархиву» у правозащитников нет. Рассекречивание уголовного дела по Катыни -- задача не архивного агентства, а госкомиссии по защите государственной тайны, руководимой главой администрации президента Сергеем Нарышкиным.

Недавно сопредседатель российско-польской комиссии по сложным вопросам, ректор МГИМО Анатолий Торкунов заявил, что передача Польше документов не снимает необходимости рассекретить другие архивные бумаги, связанные с катынским расстрелом. В необходимости открытия всех архивов по Катыни (если это не противоречит законодательству) уверен и глава думского комитета по международным делам Константин Косачев.

Напомним, что в минувшую среду Верховный суд удовлетворил жалобу на отказ Мосгорсуда признать незаконным засекречивание документов. Дело отправлено в Мосгорсуд на новое рассмотрение. Победой в «Мемориале» этот вердикт пока не считают, но отмечают определенную тенденцию, как и в том, что «Росархив» обнародовал одну из «катынских папок». «Сама по себе публикация на сайте официального ведомства означает признание: Федеральное архивное агентство (а следовательно, и правительство) считают эти документы подлинными и достоверными и отвергают версию о том, что это подделки», -- подчеркивает Александр Гурьянов. Государство официально удостоверяет, что документы, неопровержимо свидетельствующие о причастности советских властей к катынскому преступлению, -- документы подлинные, соглашается с коллегой Арсений Рогинский.

Михаил МОШКИН