|
|
N°74, 29 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тест на совместимость
Странам СНГ будет трудно унифицировать единые экзамены
Демографический спад, который грозит российской высшей школе резким снижением числа абитуриентов, похоже, заставит чиновников от образования искать резервы для заполнения вузов в ближнем зарубежье. На днях в столице Казахстана Астане на первом съезде учителей и работников образования, организованном при поддержке Межгосударственного фонда по гуманитарному сотрудничеству стран -- участников СНГ, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил, что Россия «должна делать свои вузы более привлекательными для стран Содружества в первую очередь». «У нас много общего, начиная с языка и заканчивая базой школьного образования», -- отметил министр образования и науки России.
По словам г-на Фурсенко, «Россия будет расширять прием ребят из СНГ на бюджетные места». «Мы будем увеличивать квоты для них, давать возможность им поступать в отечественные вузы наравне с российскими школьниками», -- заявил министр, подчеркнув, что привлечение иностранных студентов является как показателем «качества вузов», так и гарантией их материальной стабильности.
Примечательно, что собственно лейтмотивом первого совместного образовательного форума СНГ стала именно тема создания единого образовательного пространства и совместимости систем школьного образования. Однако, судя по всему, образовательные системы стран СНГ, на протяжении почти двух десятилетий развивавшиеся по-разному, скоординировать между собой будет достаточно сложно. По крайней мере, как заявил министр образования и науки Казахстана Жансеит Туймебаев, например, система единого национального тестирования (ЕНТ) республики и российский единый госэкзамен (ЕГЭ) вряд ли подлежат объединению. «Слишком много нюансов», -- пояснил министр.
В Казахстане система единого национального тестирования старше ЕГЭ. Как рассказал «Времени новостей» директор национального центра тестирования Казахстана Исатай Сагиндыков, ЕНТ было введено в 2004 году и в предстоящую кампанию будет проводиться уже седьмой раз. При этом, по его словам, система прошла серьезную предварительную апробацию, прежде чем была сначала введена в качестве вступительного экзамена в вузы, а затем объединила систему школьной аттестации и испытаний для поступления в высшую школу. По словам казахских чиновников от образования, сначала особенно трудно было соблюсти баланс вступительных и аттестационных заданий в тестах. Однако постепенно им удалось найти некое равновесие между необходимостью предъявлять высокие требования к абитуриентам и при этом не выходить за рамки школьной учебной программы. «Сейчас у нас уже идет нормальное распределение. Число получивших средние баллы составляет ровно столько, сколько и должно быть», -- отметил г-н Сагиндыков.
Однако и в Казахстане новая система оценки знаний приживалась с трудом. По крайней мере два года назад под давлением общественности министерство образования и науки республики даже предлагало отменить ЕНТ в пользу традиционной формы экзаменов. Правда, как утверждают чиновники, сегодня родители и дети уже смирились с новой системой и все больше внимания уделяют подготовке, нежели обходу системы. «Несмотря на уменьшение количества выпускников школ, потребность в методических пособиях и тестовых заданиях увеличилась резко в разы», -- рассказал г-н Сагиндыков. По его мнению, это говорит о том, что «дети хотят получить знания и благодаря этим знаниям претендовать на государственный грант». Кроме того, по его данным, снижается количество претензий к результатам тестирования. «У нас с каждым годом все меньше подают на апелляцию», -- рассказал чиновник.
Собственные центры тестирования открывают также в Азербайджане, Таджикистане, Киргизии. Разработка и внедрение нового тестового экзаменационного метода с 2005 года ведется в Армении. Тестирование в качестве вступительного экзамена в вуз было введено также в Узбекистане в 1992 году. И, судя по всему, принципиальным различием является содержание тестов, которые так или иначе включают языковой компонент и историю государства. Так, например, в Казахстане обязательным для сдачи общего тестирования является русский язык для выпускников школ на казахском языке и, наоборот, казахский -- для учащихся русскоязычных школ (правда, пока баллы за этот предмет не учитываются в итоговой оценке). О том, что в Азербайджане язык обучения вынесен за рамки основного пакета предметов тестирования, но является решающим экзаменом для допуска к остальным тестовым заданиям, рассказал «Времени новостей» директор школы №145 города Баку Николай Васильченко.
Юлия ХОМЧЕНКО, Астана