Время новостей
     N°73, 28 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2010
"Я на эти деньги съел бы и Януковича..."
Ночью в Киеве у Владимира Путина проснулся аппетит
В ночь на вторник премьер-министр России Владимир Путин совершил одну из своих самых запоминающихся поездок за последнее время -- в Киев. После пятилетнего перерыва (последний раз г-н Путин приезжал в Киев еще президентом) глава российского правительства совершенно неожиданно нагрянул с визитом в столицу Украины. На этот раз председатель кабинета министров привез предложения, которые должны были помочь Раде преодолеть сомнения при ратификации договора по газу и флоту. Помощь заключалась, в частности, в обнародовании того обстоятельства, что в результате соглашения "газ-флот" российский бюджет окажется теперь в большем дефиците, чем украинский. Цену, которой нам придется заплатить за продление срока пребывания Черноморского флота в Севастополе, Владимир Путин назвал "запредельной".

Первая из запланированных встреч российского премьера -- с коллегой Николаем Азаровым -- началась чуть позже 23.00 московского времени. В ожидании приезда г-на Путина в киевский Клуб министров (аналог российского Дома приемов правительства на Воздвиженке) всю прессу запустили в небольшой зал, где кроме двух кресел для премьеров стоял только небольшой диванчик примерно на четверых, уже занятый двумя украинскими коллегами. Усталые российские журналисты, скромно попросившись на уголок, в итоге втиснулись на три сидячих места вчетвером (сердобольная украинская девушка встала, уступив место изможденным россиянам). Неуступчивый украинец, оставшийся сидеть, вполголоса пробормотал: «Вот так они нас и с флотом подвинули». От вошедших в зал Николая Азарова и Владимира Путина все ждали ответов. Но информации к размышлению почти не было. «Часть значительных вопросов нам уже удалось решить к взаимной выгоде и взаимному интересу, тем не менее еще есть ряд проблем, о которых надо переговорить, обсудить», -- приветствовал коллегу г-н Азаров. «Мы готовы будем сейчас в ходе нашей беседы, а потом и с президентом Украины сделать некоторые масштабные предложения по совместной работе и по взаимной кооперации в одной из ведущих отраслей», -- заинтриговал г-н Путин. На этом содержательная часть для прессы закончилась, пресс-служба сообщила, что заявлений премьеров по окончании переговоров не будет.

На встречу Виктора Януковича и Владимира Путина прессу не взяли, из чего все сделали вывод, что важных публичных заявлений в президентском дворце сделано не будет и опять останется только гадать, зачем же г-н Путин в ночи приезжал в Киев. В ожидании окончания встречи российская пресса теплой киевской ночью решила пройтись до Крещатика (Клуб министров и резиденция президента находятся в двух шагах друг от друга и в трех минутах ходьбы от знаменитого майдана), но звонок пресс-службы вернул журналистов в Клуб. Как оказалось, работа только начиналась -- именно на встрече с украинским президентом глава российского правительства конкретизировал свои предложения, и корреспонденты должны были донести их до полуночных лент информагентств. В здании уже был выключен свет, лишь несколько человек обслуживающего персонала закрывали двери и собирались уходить домой.

Возвращение блудных журналистов запланировано не было, даже по местному времени была уже полночь (в Москве час ночи), администраторы и вахтеры в ультимативной форме потребовали освободить помещение. Состоялась перепалка: «У нас рабочий день закончился, мы уже должны быть дома!» -- «Мы тоже уже должны были быть дома -- в Москве, но у нас начинается рабочая ночь!» Закончился спор победой российских журналистов, которым разрешили остаться и прослушать запись начала встречи Януковича и Путина.

«Только сейчас я сформулировал еще одно предложение, которое мы хотели бы с вами обсудить и вам его доложить. Речь идет о полномасштабной кооперации наших ядерных отраслей. Мы предлагаем создать крупный холдинг, который включал бы в себя объединение атомных генераций, объединение атомного машиностроения и топливного цикла», -- Владимир Путин широкими мазками писал картину светлого российско-украинского ядерного будущего. По словам г-на Путина, наши специалисты готовы принять участие (в том числе и финансовое) в модернизации украинской атомной генерации, украинские коллеги приглашаются к совместной работе на российском рынке и на рынках третьих стран.

Виктор Янукович со своей стороны конкретизировал возможные направления сотрудничества -- строительство предприятия на Украине по производству ядерного топлива, в том числе и для поставщиков третьих стран, регулирование перетоков для управления суточными нагрузками, совместная экспортная программа, участие Украины в поставках необходимого оборудования для российских гидроэлектростанций.

После таких заявлений усталость журналистов как рукой сняло, ленты информагентств оживились сообщениями из Киева. Но и это было еще не окончание работы -- в полвторого ночи (по московскому времени) прессу собрали на заявление Владимира Путина в резиденцию украинского президента. Российский премьер только что вышел со встречи, сквозь раскрытые двери было видно, как Владимир Путин и Виктор Янукович сердечно прощаются, после чего г-н Путин появился на крыльце президентского дворца, где уже нестройными рядами выстроились журналисты.

Поскольку с предложениями все было вроде бы ясно, премьеру пришлось отвечать большей частью на вопросы по газовым договоренностям. Владимир Путин признал, что скидка на газ для Украины в виде обнуления таможенных пошлин серьезно скажется на российском бюджете: «Эти деньги (пока можно говорить о 3 млрд долл. на 2010 год и 4 млрд в 2011-м) были учтены в доходной и в расходной части российского бюджета, это очевидные выпадающие доходы. По сути, это будет означать для нас увеличение дефицита бюджета. А если Украина будет делать бюджет, исходя из сниженной цены на газ, то тогда у вас дефицит будет даже меньше, чем у нас. У нас дефицит планировался в этом году шесть с лишним (процентов ВВП. -- Ред.), а у вас будет меньше -- пять с небольшим».

«Я посмотрел украинскую прессу -- вижу, что предстоят достаточно напряженные дебаты в Раде по поводу российского флота», -- г-н Путин без наводящих вопросов перешел к самой острой теме дня и ночи -- ратификации договора о присутствии российского флота, из-за чего, собственно, и понадобилась вся эта поездка. «Для меня это, честно говоря, неожиданно, потому что в предыдущие годы, совсем недавно мы с прежним правительством Украины, в том числе с Юлией Владимировной (Тимошенко. -- Ред.), обсуждали вопросы возможного продления пребывания российского флота в Крыму. Никто не возражал», -- раскрыл почти государственную тайну Владимир Путин. Уже во вторник г-жа Тимошенко опровергла заявление российского премьера.

Но в ночь на вторник Владимир Путин не сомневался, что Юлия Тимошенко не будет держать на него зла за такие откровения: «Никто и никогда, в том числе и Юлия Владимировна, не возражал в разговорах, со мной во всяком случае, обсуждать вопрос продления пребывания российского флота. Речь шла только об одном -- цена вопроса. И та цена, которую нам выкатили, она, по-моему, вообще запредельна. Я на эти деньги съел бы и Януковича, и вашего премьера, вместе взятых, -- таких денег не стоит ни одна военная база в мире. Не бывает таких цен. Если посчитать за десять лет этого контракта, это 40--45 млрд долл. -- несколько таких баз можно построить. Но для нас это вопрос, конечно, не только денег, это еще и вопрос взаимодействия с Украиной. Сотрудничество в военной сфере, безусловно, поднимает степень доверия между двумя государствами, дает нам возможность работать очень доверительно и в экономике, и в социалке, да и в политике тоже. Вот это на самом деле самое главное».

...Для российской прессы самым главным было понимать, садясь в самолет в три часа ночи по Москве, что долгий-долгий день прошел не зря.

Юлия МИРОНОВА, Киев