|
|
N°73, 28 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
27 спорных вопросов
Процесс вступления России в ВТО не поддается ускорению
Очередной раунд российско-американских переговоров по вступлению в ВТО прошел вчера в Вашингтоне. С российской стороны участвовала внушительная делегация -- первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин, министр экономразвития Эльвира Набиуллина, главный российский переговорщик Максим Медведков. Чиновники встретились и с представителями президентской администрации, и с законодателями, от которых зависит судьба торговых переговоров. Так, в Капитолии делегатов из Москвы принимал глава бюджетного комитета конгресса Сэнди Левин, в президентском офисе -- советники Барака Обамы Лоуренс Саммерс, Майкл Макфол, а также торговый представитель США Рон Кирк.
Результаты переговоров должны были стать известны минувшей ночью, уже после подписания газеты в печать. Однако, по данным «Времени новостей», на особый успех рассчитывать не стоило. Российские чиновники приехали на волне последних успехов перезагрузки, но с явно завышенными ожиданиями. Судя по всему, в Москве полагают, что администрация Обамы готова принять политическое решение и отбросить дискутируемые годами «последние технические вопросы» или, во всяком случае, уже вот-вот будет готова к этому.
Напомним, что Дмитрий Медведев две недели назад, выступая в Вашингтоне в Институте Брукингса, сказал: «Что касается нашей позиции, моей позиции лично, мы хотим вступить в ВТО, только это нужно сделать быстро, неунизительно и без всяких новых требований. Скажу откровенно -- надеюсь, на меня не обидится Барак Обама, -- он мне сказал: «Я буду способствовать тому, чтобы Россия быстро вступила в ВТО». Это было сделано в 2009 году, когда мы начинали с ним наши отношения, но, к сожалению, пока результата нет. Поэтому мы очень рассчитываем на позицию нынешней администрации, чтобы форсировать вступление России в ВТО».
Чтобы «форсировать» процесс, Москва задействовала старые связи -- по сведениям «Времени новостей», визиту гг. Шувалова, Кудрина и Набиуллиной предшествовали переговоры Анатолия Чубайса с г-ном Саммерсом. Но, как заметил «Времени новостей» высокопоставленный российский чиновник по поводу уровня вчерашних переговоров, «не Шувалова в ВТО надо принимать, а страну». Что же касается страны, то один из источников газеты отмечает, что позиция американской стороны сейчас звучит так: политические импульсы -- это очень хорошо, но технические вопросы все-таки надо решить. А их к моменту приезда российской делегации в Вашингтон оставалось «всего» 27 (пусть и «продвинутых» в разной степени). Спектр хорошо известен -- от доступа американской сельхозпродукции на российский рынок до защиты прав интеллектуальной собственности. Если вернуться к словам г-на Медведева, то «новых требований» действительно нет, а вот «унизительных» -- достаточно.
Похоже, что максимально возможный успех, которого мог бы достигнуть сейчас г-н Шувалов в Вашингтоне, -- это если бы американская сторона поняла и приняла идею совместного вступления в ВТО стран Таможенного союза. Г-н Медведев в Институте Брукингса заметил по этому поводу: «Вступление России в ВТО не противоречит нашим другим обязательствам, в том числе и созданию Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном, потому что эти процессы вполне можно гармонизировать и от этого выигрывают все». Однако убежденность по поводу того, что «процессы вполне можно гармонизировать», имеется пока только у Москвы. В Вашингтоне же по-прежнему испытывают недоумение в связи как с объявленным прошлым летом решением вступать в ВТО межгосударственным образованием, так и с последующими не очень вразумительными комментариями российских чиновников.
Для американской стороны тоже есть свои пределы возможного. Если по поводу отмены поправки Джексона--Вэника в последнее время появились осторожно-позитивные сигналы, то для завершения торговых переговоров по всем спорным вопросам явно требуется политическое решение на уровне президента Обамы. Но внутриполитическое положение американского лидера сейчас явно не способствует тому, чтобы он двигался семимильными шагами навстречу России. И в любом случае в первую очередь он сосредоточится на работе с конгрессом по ратификации подписанного с Дмитрием Медведевым в Праге договора о сокращении ядерных арсеналов.
Андрей ДЕНИСОВ, Вашингтон